На Братской ГЭС очистили масштабные барельефы "Освоение Ангары"

Тысячи человек проезжают мимо них каждый день, видят, но всматриваются ли? Диптих «Покорение Ангары» - два огромных барельефа на подпорных стенках плотины Братской ГЭС. Объекты редкие не то что для города - для всей Иркутской области. И обращения они требуют особого. Накануне барельефы помыли

Этим высеченным в бетоне фигурам уже 53 года. Диптих «Покорение Ангары» - дело рук скульптора Сергея Шапошникова. Он монументален и по замыслу, и по исполнению, ведь включает в себя 300 лет освоения Сибири. Здесь и казачий атаман, и Брацкий острог, и даже декабристы. Куда ни взгляни – историческая эпоха. И красной нитью - современность для 1967 года создания: могущество советского народа во главе с Лениным. Его портрет держит в руках красноармеец.

Едва заметная в масштабах его часть – нотный стан, который находится внизу композиции. «Славься, родная наша земля, славься, великий русский народ». Цитата из оперы «Иван Сусанин» Глинки. Нахождение этих строк здесь неслучайно – под крестьянами. А почему? Да потому, что советская идеология несла ту мысль, что историю движут народные массы. В данном случае – крестьяне.

Есть на барельефе и ещё одна надпись «Из искры возгорится пламя». И это тоже связь эпох. Сочинённая декабристом Одоевским строка была эпиграфом революционной газеты. Одним словом, монумент истории страны.

Константин МОЛОДКИН, директор Братской ГЭС (входит в En+ Group): «Эти стенки включены в перечень объектов культурного наследия Иркутской области. Это не такая простая задача – просто подойти, помыть. Нужно привлекать специализированную организацию, согласовывать технологию со службой по охране объектов наследия. У нас это заняло около года».

Длительная подготовка, проведённая силами Братской ГЭС, воплотилась в спецоперацию, иначе мойку барельефов и не назовёшь. Для её осуществления в Братск прибыли специалисты из Иркутска. У них опыт подобных работ обширен. А вот набор необходимых инструментов при всей масштабности процесса минимален.

Нина БОЙДАКОВА, мастер строительного участка: «Растворитель от всех этих пятен на бетоне специальный и потом шампунь».

Смывают пыль десятилетий по квадратам, двигаясь сверху вниз. Особое внимание мелким деталям и глубоким прорезям, именно они быстрее впитывают грязь. Удалить её - не проблема, говорят мастера чистоты. А вот со следами внутренних процессов справиться куда сложнее. Это и ржавчина, и грунтовые процессы.

После основательной мойки портреты уже несуществующей страны гидрофобизируют, то есть защитят от воздействия влаги в будущем. Красноармейцы, декабристы, крестьяне и атаманы - для кого-то теперь просто редкие слова. Для скульптора Шапошникова - образы предков. Для нас, наследников эпохи великих свершений, – память. А её, как известно, нужно беречь.

Автор