ДЕНЬ МЕТАЛЛУРГА: Настоящие люди, настоящие дела

БрАЗ знают далеко за пределами Братска. Градообразующее предприятие - место работы тысяч человек. Долгое время этот гигант был самым большим алюминиевым заводом в мире и сейчас является одним из крупнейших в России. БрАЗ до сих пор вспоминают те, кто стоял у его истоков. Как он изменился за 54 года? Об этом в преддверии праздника мы рассказываем в специальной рубрике, посвящённой Дню металлурга

Виктор БОЙКО, ветеран БрАЗа, электролизник: «Перед заводом снимаю шляпу...»

Виктор Иванович посвятил заводу 31 год своей жизни. Всё это время трудился в первом электролизном цехе. Заслужил звание ветерана труда. Не жалеет потраченных лет, всегда с улыбкой и лёгкой грустью вспоминает пройденный путь металлурга.

Виктор БОЙКО, ветеран БрАЗа, электролизник: «Как сказали, какая заработная плата, я женился и сюда сразу. Так что все за деньгами ехали. Ну, конечно, чтоб их заработать, надо было и попотеть».

Тяжёлая работа электролизника в те годы была и намного опасней. На заводе было много ручного труда, техника безопасности была далека от международных стандартов, их стали внедрять только с приходом компании РУСАЛ благодаря Олегу Дерипаске. В прошлом веке эпоха автоматизации лишь мерцала на горизонте БрАЗа. Все важные рабочие показатели заполнялись на доске технологических обработок электролизёра.

Виктор БОЙКО, ветеран БрАЗа, электролизник: «Даты, когда вспышки, какие добавки, когда давались. Звеневой должен заполнять постоянно, она должна быть заполнена. Идёт старший мастер по корпусу, видит этот паспорт электролизёра. Он же не может видеть, когда там загасили ванну, или когда там делали технологию, обработку, осадок. Всё на доске отмечено. Всегда в кармане мел у электролизника. Ещё тут была карта анода. Это где сквознячки там на аноде. Это уже анодчик должен заполнять был. И электролизник должен анодчику помечать на карте анода, где он там нащупал, может трещинка есть или сквознячок».

В 2000-х началась новая эра для БрАЗа - автоматизация. Она существенно облегчила труд рабочих. Преемники первопроходцев-металлургов работают в других условиях. Евгений Атнабаев пришёл на завод в 2005 году. Он стал свидетелем изменений в корпусах.

Евгений АТНАБАЕВ, старший мастер серии корпусов №7: «Оборудованы все корпуса, все пристройки компьютерами, то есть непосредственно любой работник может в любое время пройти и посмотреть технологический журнал каждого электролизёра. Что гораздо упрощает работу, чем ходить, смотреть где-то, то есть всё - за компьютером, можно полностью отследить процесс. Корпуса в данный момент оборудованы с применением дизельных погрузчиков. Раньше, как я пришёл на завод, мы угольную пену снимали в тачки, то есть был ручной труд. В данный момент на каждой серии - по 5 дизельных погрузчиков, что позволяет уйти от ручного труда и отдачи сырья на электролизёр с помощью дизельного погрузчика».

Евгений с гордостью рассказывает об автоматической подаче глинозёма, которая позволяет исключить механизированную обработку дизельной техникой, снизить расход самого дорогого сырья на заводе - фтористого алюминия. Кроме этого минимизирован расход электроэнергии. Сейчас концентрация глинозёма в электролизёре стабильна, а это исключает анодные эффекты, они случаются, но гораздо реже, чем раньше.

Евгений АТНАБАЕВ, старший мастер серии корпусов №7: «Корпуса наши стали чище. Можно даже посмотреть на трубы наши, которые не дымят. Те корпуса, которые оборудованы автоматической системой подачи глинозёма».

В РУСАЛе уделяют большое внимание производственному процессу, вопросам экологии и, конечно же, кадрам. Ведь успех компании зависит в первую очередь от людей. На БрАЗе трудится более 4 000 братчан.

Сергей СКОВПИН, председатель профкома БрАЗа: «Хочется выразить слова благодарности в первую очередь трудовому коллективу, поздравить их с наступающим праздником, пожелать им здоровья, силы, семейного благополучия и всё, чтобы у них по жизни получалось».

Автор