Александр БЕРЁЗИН, ветеран БрАЗа, литейщик: «Самое трудное было всё, потому что мы только осваивались. Всё с нуля».
Александр Павлович Берёзин отработал на БрАЗе 28 лет. Трудился во втором цехе литейщиком и в жару, и в лютый мороз. Рассказывает, какие были времена и насколько труд литейщика оказался непростым.
Александр БЕРЁЗИН, ветеран БрАЗа, литейщик: «Сначала всё складывали ручками. Плавка высокая, с меня ростом. Верхнюю надо было бросать наверх. Горячие они, пока ещё не остыли. А потом начали обвязывать их и начали ставить чушкоукладчик, который автоматически эти чушки стал складывать. Вот он работает, здесь литейщик льёт с миксера металл. Там стоит второй литейщик смотрит, чтобы всё было нормально. И мы лили где-то 200-220 тонн в смену, за шесть часов. У нас как была лучшая смена, так до сих пор - лучшая смена. Правда, просто слёзы из глаз. У нас самая лучшая смена до сих пор. И в ней сменилось всего три бригадира в этой смене за эти годы».
Александр Павлович награжден Орденом трудовой славы 3 степени, имеет звание «Ветеран труда», участник 1-го съезда народных контролеров в Москве. Говорит, за многие годы БрАЗ сильно изменился. В лучшую сторону. Сейчас меньше ручного труда, больше порядка. Это подтверждают и преемники.
Виталий БУДНИК, литейщик БрАЗа: «Если честно, я очень сильно доволен тем, что я работаю литейщиком. Очень профессия мне нравится и очень горжусь, что работаю на заводе. Всё улучшается, всё лучше и лучше становится. Сейчас нас оснастили комнатой отдыха. Есть специальная комната для приёма питьевой воды. Нас одевают в современную спецодежду. Она очень удобная. В ней комфортно работать, защищает полностью от воздействия тепловых выделений».
В литейных отделениях тепла - с избытком. Жидкий металл при транспортировке из корпуса электролиза раскалён до 800 градусов. А после обретения формы слиток остывает несколько часов. Затем за дело берётся техника.
Виталий БУДНИК, литейщик БрАЗа: «Сейчас все чушкоукладчики автоматизированы. Пневматические. Отливаем 35 тонн в смену на одном оборудовании. Идёт литейный конвейер. На литейном конвейере получается изложница из чугуна. Соответственно, металл поступает в изложницу. Как только наполняться начинает, уже привычка определяешь, что уровень наполнен. Ну и там, если честно, так как долго уже работаешь, на этих изложницах образовывается рисочка такая небольшая. И видно, что ровненько всё наливаешь».
Сейчас БрАЗ имеет несколько международных сертификатов. Это позволяет импортировать металл в разные страны. Итальянцы делают из братского алюминия посуду, французы – детали для самолётов, японцы – используют крылатый металл в автомобилестроении, американцы – в производстве смартфонов. В России широко применяют алюминиевый профиль, проводку, изготавливают из него теплицы и даже мосты. Важность и почёт профессии «металлург» растёт с каждым годом.
Виталий БУДНИК, литейщик БрАЗа: «Хочу поблагодарить наших ветеранов о том, что дали нам начало эпохи Братского алюминиевого завода. Нынешним работникам тоже благодарность за то, что они продолжают эту эпоху. И хочу поздравить всех с праздником профессиональным – Днём металлурга».