В своём доме Леонид Богданов периодически видит одну и ту же картину. И это не дежавю. Каждый год с холодной водой, бегущей из крана, происходят метаморфозы, её словно подогревают.
Леонид БОГДАНОВ, житель дома № 29 по улице Лозовая: «У нас проблема с холодной водой, бежит из крана вода 27 градусов. Началось месяц назад. ДГИ говорит - не наше, "Иркутскэнерго" - не наше. Приедут, анализы возьмут и всё. Как нам сказал в "Иркутскэнерго" диспетчер, их вода бежит от домов Лазаревская, 30 и 18, где порыв у них. Но до сих пор никто ничего не делает. Диспетчера попросил дать телефон начальника ТЭЦ-6, а он сказал: "Может Вам начальника всея Руси дать телефон?" Вот такой ответ был. Короче, мыться можно без горячей воды, не открывать горячую воду и посуду мыть. Мы покупаем воду, чтобы чайник кипятить, потому что она теплая, невозможно её пить».
Собственники напрямую связывают подобные явления с порывом горячего трубопровода на соседней улице, которая по рельефу расположена выше. Сбежавший кипяток стекает вниз по совмещённому лотку и попутно греет трубу с холодной водой. Но есть и более серьёзные опасения.
Кроме того, на сети водоснабжения расположен гидрант, окутанный влажным паром. Жители переживают за пожарную безопасность.
И всё вышеописанное происходит в 27-м микрорайоне регулярно. Пик обострения коммунальных проблем, как правило, зимой. Очередное такое происшествие оставило не только мрачные воспоминания, но и пейзажную картину обледеневшей ограды дома Сергея Поплаухина.
Сергей ПОПЛАУХИН, житель дома № 5 по улице Гурьевская: «Последний раз этот сильный порыв 11 ноября был. Хлещет выше столба горячая вода. Они говорят, что труба гнилая, не такая труба, какая должна быть. А почему не меняют её, я не знаю. Если раскидать эти порывы, то получается каждый год, особенно в этом месте. Постоянные порывы эти приводят к тому, что в домах у соседей у всех, и у нас тоже, по лоткам идёт горячее испарение, оттуда плесень, запах, неприятности эти».
Сергей КОНОПЛЕВ, директор ТЭЦ-6 «Иркутскэнерго» (входит в En+ Group): «Проблема теплосетей 27 микрорайона заключается в том, что в начале, в 90-х годах, когда начали осваивать эти земли и строить тепловые сети, строили их либо с отсутствием проекта, но если проекты и были, то с очень серьезными отклонениями от проекта. Потому что, когда мы получили в 2000-х годах на обслуживание эти сети, мы столкнулись с тем, что там труба используется для теплосетей самая различная: и труба, которая предназначена для целей теплоснабжения, и труба, которая для этого не предназначена».
Усугубляет ситуацию и самозахват земель. Часть теплосетей оказалась на участках собственников, и коммуникации проходят под каменными заборами. Сносить и восстанавливать их никому не выгодно. При этом границы владений расширяются, а улицы сужаются.
Александр ПОПЕРЕКО, заместитель главного инженера МП «ДГИ»: «Нет доступа, так же как и здесь - это улицы Александровская, потом и Лазаревская, там просто-напросто с экскаватором не зайти. Потому что люди прихватили землю, поставили заборы».
Сергей КОНОПЛЕВ, директор ТЭЦ-6 «Иркутскэнерго» (входит в En+ Group): «Мы обратились в администрацию ещё несколько лет назад с тем, чтобы привести 27 микрорайон в порядок. Там, где был самозахват земель, никто на это не обращал внимания, давайте мы эти земли отодвинем обратно. Либо давайте заставим жителей вынести эти сети за пределы своих территорий. Потому что ремонтировать на территории домовладельцев - это маленькая война».
Тепловодоснабжение централизованное, а решение проблем с ним пока - разрозненное. По словам Сергея Коноплева, на сегодняшний день администрация города и "Иркутскэнерго" наметили план действий, по которому постепенно произведут замену некачественных труб. Местным жителям остается набраться терпения, понимания и, по возможности, пойти на встречу. Уют в домах и на территории около - это ведь и их зона ответственности.