Здесь всегда всё было внушительным и основательным. Если описывать ТЭЦ-6 языком цифр, то это десятки и сотни тысяч. Километров, тонн, мегаватт. Начнём с главного – топлива. Это бурый уголь, в основном с Ирбейского месторождения. Производство автоматизировано. И первым своим механистическим помощником энергетики в один голос называют вагоноопрокидыватель.
Сергей КОНОПЛЁВ, директор ТЭЦ-6 (входит в En+ Group): «Мы были одними из первых, кто в конце 90-х, тяжелое время было, тем не менее, мы этот вагоноопрокидыватель первые поменяли».
В час этот исполин может перевернуть больше десятка вагонов. Поворотный механизм высится над резервуаром, в который ссыпается уголь. Оттуда он начинает своё движение по конвейерным линиям. Частично в котлы, частично - на склад.
Сергей КОНОПЛЁВ, директор ТЭЦ-6 (входит в En+ Group): «Он у нас уникальный. У нас там подпорная стенка есть. И на маленькой территории позволяет сконцентрировать 300 тысяч тонн угля».
В среднем за год ТЭЦ-6 сжигает около миллиона тонн черного топлива. Казалось бы, всё здесь должно быть в пыли. Это неизбежные последствия работы с углём. Братские энергетики стали первыми, кто среди аналогичных предприятий региона внедрил специальную систему пылеподавления. На помощь пришла вода. Самая обычная, без примесей, но обязательно распыленная.
Сергей КОНОПЛЁВ, директор ТЭЦ-6 (входит в En+ Group): «При этом очень важно понимать соотношение количества воды распыленной. Она обязательно должна быть распыленной. И количество угля. Потому что, если воды будет много, конвейер будет проскальзывать».
По двум с половиной километрам конвейеров увлаженный уголь несётся к конечному пункту назначения – котлу. По пути глыбы, диаметр которых может достигать метра, дробятся до двухсантиметровой фракции. Затем уголь попадает в мельницу. Их на ТЭЦ-6 по четыре у каждого из 10 котлов высотой в 32 метра.
На самом деле котёл называется таковым на ТЭЦ-6 не потому, что он похож на посуду, в которой, допустим, варят кашу, просто у него принцип работы схожий. В нём также нагревается вода. На самом деле котёл на ТЭЦ - это система труб. Здесь их сотни километров.
Один котлоагрегат в час вырабатывает 320 тонн пара температурой 545°С. Он поступает в паровую турбину, в которой тепловая энергия преобразуется в механическую. Турбина начинает вращать генератор с частотой 3000 оборотов в минуту, и вырабатывается переменный электрический ток. Работу каждой установки отслеживают на тепловом щите. Сюда стекается вся информация от сотен датчиков и счётчиков.
Именно здесь переключают те самые тумблеры и нажимают на те самые кнопки, которые запускают транспортировку горячей воды в систему отопления. Вот он - общегородской очаг уюта.
Поток важных цифр и данных на ТЭЦ-6 аккумулируется в зале центрального пульта. Местная расхожая фраза «сердце станции» как нельзя лучше характеризует стратегическую важность объекта.
Андрей МИХАЙЛОВ, начальник электрического цеха ТЭЦ-6 (входит в En+ Group): «Отсюда осуществляется всё оперативное руководство персоналом, режимом работы станции, а также управляется электроснабжение всего комплекса производства. В том числе и отпуска электроэнергии в сеть».
К новому отопительному сезону энергетики в очередной раз основательно подготовились. Они даже в тяжелые годы не снижали планку. Заменены тысячи погонных метров теплотрасс. Всего на балансе ТЭЦ-6 их почти 395 километров. Отремонтированы дробилки и ленточные конвейеры. А ведь никто не отменял и экологических программ. Мероприятия в этом направлении на ТЭЦ-6 также постоянно ведутся. Многозадачность осуществима, как показывает практика. Число нареканий к работе второго по мощности энергопредприятия города практически равно нулю.