Решение о строительстве нового алюминиевого завода в сибирской глубинке было принято в 2007 году на Красноярском экономическом форуме. К его возведению приступили в 2008 году, однако из-за мирового финансового кризиса проект приостановили. К работам вернулись спустя четыре года, и недавно в эксплуатацию была запущена первая очередь производства. Принадлежит промышленный гигант Богучанскому энерго-металлургическому объединению – совместному проекту компаний РУСАЛ и РусГидро. Такое бизнес-сотрудничество позволяет обеспечить завод собственной электроэнергией.
Евгений РАПАЦЕВИЧ, генеральный директор Богучанского алюминиевого завода: «Богучанский алюминиевый завод, наверное, самый прогрессивный завод с наилучшими технико-экономическими показателями и с наилучшей экологической обстановкой. Мало того, вся электроэнергия, которую получает завод, идёт без электроэнергии, которую направляет нам ТЭЦ, то есть мы работаем напрямую с Богучанской гидроэлектростанцией».
Производство на БоАЗе можно по праву назвать одним из самых современных в мире. Первая серия включает в себя два корпуса электролиза по 168 электролизёров РА-300Б в каждом. Работают они по технологии с применением обожжённых анодов, а весь процесс производства крылатого металла проходит в закрытом автоматическом режиме. На заводе нет профессии электролизник, а ответственность за процесс получения металла лежит на операторах автоматизированного производства алюминия. Переобучение на новую профессию и повышение квалификации рабочие проходят на заводе. Таким шансом воспользовался братчанин Александр Вологжин. С БрАЗа на БоАЗ он перевелся пять лет назад.
Александр ВОЛОГЖИН, оператор автоматизированного процесса производства алюминия 7 разряда: «Я работал электролизником 5 разряда на Братском алюминиевом заводе. Перед запуском Богучанского алюминиевого завода предлагали людям ехать пускать его. Я побеседовал, условия были хорошие: предложили достойную зарплату, жильё. Меня всё устроило, я подписал предварительно договор и вот я здесь».
Из электролизного производства расплавленный металл попадает в литейный цех. С помощью десятитонных ковшей его заливают в специальные миксеры, из которых впоследствии получают высококачественные сплавы. Алюминий разливается в изложницы и приобретает особую форму, которую заводчане именуют чушкой. С металла автоматически снимаются шлаки. Когда чушки застывают, их пакуют и отправляют к потребителям. Среди потребителей крылатого металла - Япония, Турция, Китай, а список отраслей, в которых применяется алюминий, не имеет конца.
Евгений РАПАЦЕВИЧ, генеральный директор Богучанского алюминиевого завода: «Я скажу две отрасли, насколько они понятны людям. Первое - это производство электроники. У нас очень хорошие отношения с компанией Hodeco, это тайваньская группа, которая выпускает непосредственно корпуса для айфонов. И очень хороший у нас проект работы с фирмой Aleris, которая выпускает авиационные сплавы для производства таких самолётов как Airbus, А-380».
Для контроля качества продукции на БоАЗе есть собственная лаборатория. Здесь можно досконально изучить не только состав продукции, но и ее физические и химические свойства. Но главное, чем занимаются специалисты, это изучение влияния производства на окружающую среду. Ежегодно лаборанты берут более 1000 проб воды и воздуха.
Евгений РАПАЦЕВИЧ, генеральный директор Богучанского алюминиевого завода: «Мои люди особенные. Они сумели освоить систему сухой газоочистки настолько эффективно, что сегодня я не знаю завода, который работал бы так эффективно, это 99,8-99,9 процентов. Это вопрос, наверное, моих людей уже. Спасибо им большое».
Запуск первой серии БоАЗа вывел небольшой посёлок Таёжный в ряды лидеров России по экологически чистому производству крылатого металла. Всего за год предприятие обеспечивает потребителей почти тремя сотнями тысяч тонн алюминия. Но это не единственное, чем могут гордиться в РУСАЛе. Немало внимания компания уделяет социальной поддержке посёлка, в котором живут заводчане.
Евгений РАПАЦЕВИЧ, генеральный директор Богучанского алюминиевого завода: «Посёлок Таёжный зачастую выигрывает наши социальные пакеты. Около, наверное, 12 миллионов рублей в течение времени, сколько мы здесь работаем, посёлок уже практически получил. Мы подарили им рейсовый автобус. Сейчас думаем, что откроем проект строительства сквера Победы. Около восьми миллионов собираемся потратить на посёлок Таёжный».
Кроме этого, компания обеспечила местных жителей и иногородних заводчан рабочими местами с достойной зарплатой и комфортными квартирами. Но об этом мы обязательно расскажем в одном из ближайших выпусков новостей. Следите за эфиром.