Запрещать или нет? Как должен вести себя учитель на просторах Интернета?

Снимок учителя из Барнаула Татьяны Кувшинниковой в купальнике стал поводом для скандала. Запечатленная на занятиях по моржеванию, под натиском общественного порицания женщина вынуждена была уволиться. После этого о моральном облике педагога и о том, что он может размещать в социальных сетях, говорили все - от министров до домохозяек. Тема поднялась вновь накануне нового учебного года, когда специалисты Минобра и общероссийского Профсоюза работников народного образования разработали нормы поведения преподавателей в Интернете и соцсетях. Мы встретились с братскими наставниками юных умов и узнали их мнение по этому поводу.

Определяясь с профессией, Ольга Владимировна Козик в исканиях не металась. Педагог и только, решила она. Учительству отдала многие годы. И понимание того, как нужно вести себя проводнику в мире знаний, формулирует максимально чётко.

Ольга КОЗИК, учитель математики школы №6: «За учителем следит сразу очень много глаз. Все думают, что учитель не такой человек. А на самом деле - обычный. Поэтому за нами идёт очень пристальное внимание как детей, так и родителей со всех сторон. Поэтому, мне кажется, в соцсетях свою личную жизнь не нужно сильно афишировать».

Не афишировать личную жизнь - не означает надеть паранджу и закрыть доступ к своим аккаунтам. Существование вне школьных стен имеет право на публикации в медийном пространстве, но в рамках дозволенного. Список предпочтительных к пропаганде хобби по мнению Ольги Козик включает в себя вязание, рукоделие и домашние заготовки. Гардероб учителя, по её мнению, также должен соответствовать ряду требований.

Ольга КОЗИК, учитель математики школы №6: «Никаких мини, потому что дети на это заглядываются. Никаких декольте, потому что оно тоже отвлекает. Учитель должен быть одет построже, классически».

Это не ханжество, говорит педагог-предметник. Думать ведь нужно не только о настоящем, но и о последствиях.

Ольга КОЗИК, учитель математики школы №6: «Расслабиться тоже иногда хочется, но без лишних глаз. Потому что потом опять пойдёт обсуждение: кому-то нравится, кому-то не нравится. Потом родители могут сказать: «Вот он такой учитель, сякой». Ребёнок это услышал. А потом у учителя с ребёнком не будет никакого контакта».

Сторонников подобного подхода, когда учитель - носитель высокой морали, множество. Вот и в департаменте образования городской администрации нам пояснили: утвержденные Министерством нормы доведены до всех. Но носят они лишь рекомендательный характер.

Константин КУЛИНИЧ, начальник департамента образования администрации Братска: «Это, наверное, каким-то негласным законом было всегда, что даже если есть какие-то материалы, они не должны учительство компрометировать. Любой, кто вступил на путь воспитания и образования подрастающего поколения, в принципе, уже какими-то нормами и правилами должен быть связан».

Нормы и правила, которые связывают по рукам и ногам - пройденный этап, рассказывает теперь уже бывший педагог Настя Махоткина. Она преподавала музыку почти 10 лет. Начинала, как и большинство молодых специалистов, робко и боясь быть непонятой.

Настя МАХОТКИНА, учитель музыки: «Я сама проходила этот путь. Это путь становления. Первые года четыре я вообще старалась максимально ограничивать свои проявления в социальных сетях, потому что часто слышала такие фразы: «Это не педагогично». То есть, я часто отказывалась от участия в концертах, потому что мне говорили, что это не педагогично. Я боялась потерять свой внешний вид, репутацию определенную. Сейчас я со стопроцентной уверенностью могу сказать, что себя нужно проявлять».

Внутреннее недовольство росло как снежный ком, вспоминает Настя. Творчество, которое никак не мешало исполнению профессиональных обязанностей, требовало выхода наружу. И прятать его она больше не хотела. Ведь ничем постыдным на тот момент учительница не занималась. Она пела, выступала на концертах. Точкой невозврата стала беседа с более опытной коллегой Насти, которая в категоричной форме осудила подобный образ жизни. Это даже конфликтом интересов сложно назвать. Скорее параллельные реальности. Как белое и чёрное. После этого она написала заявление на увольнение.

Настя МАХОТКИНА, учитель музыки: «Мне кажется, когда человек, молодой специалист, педагог может показать, что он пишет стихи, поёт, выступает на концертах, участвует в соревнованиях каких-то… Знаете, это ситуация с купальниками меня максимально воодушевила, заставила задуматься».

Серьёзность своих намерений и начало нового жизненного пути педагог по призванию ознаменовала публикацией летнего яркого фото. Скандала не хотела. По большому счёту его не было. Просто обозначила свою жизненную позицию. Учитель – он, в первую очередь, человек.

Настя МАХОТКИНА, учитель музыки: «Время идёт вперёд, и современный педагог тоже идёт вперёд. И было бы странно, если бы он стал роботом, который просто выполняет задачи. Он должен быть, я так думаю, максимально живым».

Приличным образ Насти посчитали сотни её подписчиков в Инстаграме и во "ВКонтакте". Мнение бывших коллег она не слышала. Сработали то ли менталитет маленького города, то ли нежелание раздувать очередной скандал. Нормы поведения педагогов в Интернете и без того неоднозначная тема. Тут и до обвинений в пропаганде аморального образа жизни недалеко. Или увольнения. Меж тем педагогическая общественность продолжает нести доброе, вечное, светлое. Жить для себя, как показывает практика, можно и за закрытыми дверями.

Автор