Тулун борется со второй волной паводка. Как решают проблемы?

Тулун борется с второй волной паводка, еще не успев оправиться от первой. Вода уже разрушила целые улицы и оставила без крова тысячи человек. Жилье - сейчас самый большой дефицит в Тулуне. Как решают эту проблему?

«Темно было, кто-то из соседей звонит. Баня-то, я еще у сына был, поплыла. А тут говорят: "Твой дом пошел". Я все...».

Крепкий сибирский мужик. Егерь, для которого местная природа с ее характером не в диковинку. Слез не скрывает. Эмоции понятны – дом, который строил для семьи и на века, унесло, пока спасал других.

Андрей САПСАЙ, житель Тулуна: «Я простой человек, я знаю: моё место на реке. Я на лодке умею, на аэролодке ходить, на "ветродуе", на простой лодке. Пытался помочь. Люди говорили спасибо, и все. Больше мне и не надо. Это самое главное».

Пока семья Иваныча, так его называют соседи, живет у родственников. Сразу после паводка на этой кухне мужчина выпил рюмку водки. Первую за 7 лет.

Следующую обещает поднять на новоселье. Новый дом уже присмотрели. Осталось дождаться жилищного сертификата, комиссия уже подготовила документы. А вот для Светланы Тумаковой перспективы пока туманны.

На стене местного МФЦ ежедневно вывешивают списки тех, чьи дома уже признали утраченными или аварийными. Женщина ходит сюда больше недели, но своей фамилии пока не нашла.

Светлана ТУМАКОВА, жительница Тулуна: «Ни фактов, ни актов. Ничего нет. На руки мы ничего не получили, тишина, гоняют только из кабинета в кабинет».

В списках сотни адресов. Под снос пойдут целые улицы. В районе ЛДК даже те дома, которые вода пощадила, в большинстве пока не пригодны для жилья. Насквозь сырое все: стены, полы и потолки.

Александр КУЙДА, житель Тулуна: «Тут у нас была прихожая, тут платяной шкаф для вещей. Там была кухня».

Дальше была гостиная, спальня, детская, игровая. Теперь горы сырого дерева. Александр строил дом и мечтал, чтобы три дочери ни в чем не нуждались. Сейчас жена с детьми ютятся на съемной квартире.

Еле нашли 1-комнатную в "хрущёвке". По цене, за которую до потопа в Тулуне можно было арендовать целый коттедж. Александр - шахтер. Зарплата, по местным меркам, выше средней.

Однако, дорого и для него. Пострадал каждый четвёртый сотрудник азейского угольного разреза, всего более 500 человек. Многим жилье приходится искать за 50-70 километров от работы. Этим занялось предприятие.

Евгений МАСТЕРНАК, генеральный директор компании «Востсибуголь» (входит в En+Group): «По ним мы сейчас решаем. Будем им арендовать жилье. Есть проблема. Жилого фонда в Тулуне очевидно нет. Соответственно, смотрим чуть дальше, смотрим в поселке Алгатуй. Будем доставлять их автотранспортом с мест проживания временного».

Помогут и с восстановлением жилья. В здании профкома угольщиков теперь и оперативный штаб, и рабочий совет. Здесь же пункт выдачи "гуманитарки". Главные в списке - многодетные семьи.

Их расселяют в ведомственные квартиры от En+Group в первую очередь. После смены шахтеры идут сюда. За разъяснениями, советом, помощью. Единовременные выплаты по 24 тысячи рублей получили уже более 300 работников.

Обещают поддерживать и дальше. Если крупный бизнес имеет возможность помогать своим сотрудникам, то мелкие и средние предприниматели остались "бездомными".

Татьяна - владелица косметического салона. Из собственного здания, которое уничтожено наводнением, переехали сюда, на 20 квадратных метров. Чтобы оплатить аренду, пришлось брать кредит.

Татьяна САРКУЛОВА, предприниматель: «Это страшно, нас загоняют опять в долги. Мы же не можем сидеть на месте, мы же предприниматели. Мы же не можем кинуть свой бизнес и уехать, своих работников опять же».

Мелкий и средний бизнес в Тулуне - это больше 1000 рабочих мест. Как и все жители этого города, они ждут помощи. И готовятся "тонуть" во второй раз. Уровень воды в Ие снова поднялся на полтора метра выше критического.

Подтоплено несколько подстанций, обесточено три поселка в Тулунском районе, в них проживает 550 человек. Энергетики ждут, когда спадет вода, и сразу же начнут восстановление сетей.

А егерь Иваныч опять вывел свою лодку. Чтобы помогать тем, кому окажется труднее, чем ему.

Автор