Год начался с долгожданной новости: Соединенные Штаты сняли санкции с En+, «Евросибэнерго» и РУСАЛа.
Почти 60 тысяч металлургов вздохнули с облегчением, в их числе более четырех тысяч братчан.
Сергей СЕРЕБРЕННИКОВ, мэр Братска: «Экономическая блокада, объявленная России, коснулась и города Братска, а именно флагмана экономики города и нашей страны - Братского алюминиевого завода. Мы знаем и помним это трудное время. Руководством компании были предприняты очень серьёзные усилия, очень серьёзные шаги для того, чтобы преодолеть эту ситуацию».
В тот период остановилась отгрузка готовой продукции. На складах временного хранения находилось более 60 тысяч тонн металла.
Пришлось изменить номенклатуру выпускаемой товарной продукции, снизить количество продукции с добавленной стоимостью. Но самое страшное - мощности завода могли сократиться практически на 50%.
Роман ЛЕБЕДЕВ, директор по персоналу БрАЗа: «Это был достаточно непростой период. По городу ходили разнообразные слухи по поводу судьбы нашего завода. Но, надо отдать должное, персонал завода отнесся на самом деле стойко ко всему происходящему. И руководство компании нас информировало своевременно. Мы не потеряли ни в заработной плате, удалось сохранить персонал, отработали достойно. На заводе паники не было. Работники всё достаточно спокойно перенесли. Все были информированы».
Евгений ЗЕНКИН, управляющий директор БрАЗа: «Тем не менее, несмотря на все эти сложности, завод выполнил все производственные показатели. В прошлом году мы поставили рекордное количество объёма товарной продукции. Мы очень хорошо сработали. Мы не снизили объём выпускаемых мощностей. Мы поставили только для себя заводской рекорд, мы прогрузили всю товарную продукцию за прошлый год. Все поставленные задачи в рамках приказа номер один были выполнены персоналом завода, за что огромное спасибо коллективу, что не было никаких панических настроений, мы чётко шли по тому пути, по тем программам, которые, соответственно, мы для себя наметили для того, чтобы с минимальными потерями как раз пройти этот санкционный период».
Чтобы спасти предприятия, Олег Дерипаска фактически отказался от контролирующих пакетов акций. Благодаря этому получилось вывести из-под удара компанию и тысячи её сотрудников, сохранить социальные проекты и продолжить научно-технические разработки. Уже в апреле экспорт алюминия в США и Европу достиг досанкционного уровня.
Евгений ЗЕНКИН, управляющий директор БрАЗа: «Пройдя все эти санкционные ограничения, завод сегодня стабильно работает. Мы продолжаем программу экологической модернизации, мы продолжаем программу техперевооружения завода, мы решаем новые производственные задачи, которые поставлены нам в этом периоде. Завод - нормально, стабильно работающее предприятие. Мы с уверенностью смотрим в будущее и, больше того, мы разработали серьёзную стратегическую пятилетнюю программу развития завода. И сегодня мы все наши планы реализуем в рамках этой программы».
Сегодня выпуск алюминия сосредоточен на сибирских заводах, которые используют для своего производства чистую гидроэнергию местных рек.
Заводы обеспечены собственным сырьём более чем на 100 лет. В планах - изготовление конечного продукта из производимого сырья.