ГОРОД МЕТАЛЛУРГОВ: Спасение алюминиевой промышленности России

БрАЗ знают далеко за пределами нашего города. В 2000 году он вошёл в состав компании "Русский алюминий" Олега Дерипаски. На заводе началась новая эпоха... Вашему вниманию - вторая серия проекта «Город Металлургов».

Это сегодня РУСАЛ – одна из самых известных и крупных металлургических корпораций мира. А в середине 90-х было реальным вариантом, что алюминиевые заводы остановятся и умрут, как сотни крупных предприятий легкой промышленности, машиностроения, самолетостроения и оборонки по всей стране.

1994 год. Лихое время, вооружённые разборки, бартер вместо зарплат, развал страны и промышленности. Теперь каждый завод выкручивается как может. Алюминщики из Хакасии без ностальгии вспоминают времена, когда их завод остался в свободном плавании. Так было и на других заводах.

Виктор КЛУНДУК, начальник бюро труда и зарплаты анодного производства САЗа (1994 год): «Тащили всё. Вот вы представляете, выходит электролизник и за спиной тащит 35 кг слиток алюминия. Просто так. Воровали все, потому что не было ни проходной, ни забора».

В это смутное время на Саяногорском заводе появляется 26-летний выпускник физфака МГУ Олег Дерипаска. Тогда трудно было представить, что его долгосрочный план – собрать всю алюминиевую отрасль России воедино, и не дать заводам постепенно позакрываться.

В Саяногорске Дерипаска сначала жёстко разбирается с криминалом: помогает местной милиции, прекращает воровство металла. В итоге бандиты или садятся на долгие сроки, или покидают город.

Молодой директор вводит новую модель управления - преобразования в реальном производстве, а не на бумажных планах.

Меняется дисциплина и техника безопасности, налаживаются поставки сырья, обновляется техника, а, главное, заключаются долгосрочные договоры. Однако, всего этого по-прежнему недостаточно.

Олег ДЕРИПАСКА, генеральный директор Саяногорского алюминиевого завода (1994—1997гг): «В 95 году мы стояли перед дилеммой: либо продолжать экспортировать алюминий необработанный, первичный, или собрать в кулак все имеющиеся ресурсы и начать программу по развитию производства полуфабрикатов и изделий из алюминия».

В 97-м Дерипаска формулирует еще одну глобальную цель - заводам надо меньше зависеть от западного спроса, а продавать металл внутри России. Но для этого надо восстанавливать и развивать потребление металла в России.

А к началу двухтысячных страна перестала строить самолеты и строительные конструкции из алюминия, выпускать упаковку и даже посуду. Пожалуй, Олег Дерипаска – единственный деятель России, который последовательно и системно уже 20 лет пытается развивать спрос на российские изделия, а не сырой металл.

Начало 2000-х. Необходимость совместной работы понимают владельцы уже всех алюминиевых предприятий России. В 2007 появляется объединенная компания РУСАЛ - конкурент крупнейших корпораций мира.

Цель по объединению алюминиевых активов бывшего СССР выполнена. Это единый план развития и работы, сокращение издержек и запуск программы модернизации. Касается это и Братского алюминиевого завода.

Евгений СКОРНЯКОВ, начальник отдела планирования и анализа электролизного производства БрАЗа: «Резко, наверное, поменялось с приходом РУСАЛа взаимодействие между заводами. В первую очередь, это приобретение новых практик завода. Была взята такая технология как АРМ СМИТ. Это автоматизированное рабочее место старшего мастера и технолога. Что позволяло сделать анализ, статистику, видеть работу электролизёров. Это всецело также была общая какая-то концепция механизации, автоматизации завода. Это очень помогало в работе как инженерно-технического персонала, также и бригадирам, которые могли какие-то видеть графики, видеть проблемы, либо наоборот плюсы, минусы, и, соответственно, делиться уже между корпусами. Это позволяло уже заранее просчитывать и делать прогноз технико-экономических показателей».

Развитие продолжается и по сей день. Есть успехи и неудачи, что-то из них братчане принимают на ура, некоторые новшества критикуют. Это и есть главный показатель того, что компания и завод развиваются.

Автор