История братской авиации могла начаться почти 100 лет назад, ведь в 1928 году над братской землей пролетел самолёт Юнкерс.
Решение о строительстве аэродрома в старом Братске было принято местным исполкомом в 41 году, в сентябре месяце. Но его не смогли тогда воплотить в жизнь.
И аэродром Братска был открыт в 1956 году. Однако, он попал в зону затопления и ушёл под воду.
Первый самолет в Братске на новом месте сел в 1963 году. И это был не просто борт. 13 мая 63-го в совсем молодом городе приземлился кубинский лидер Фидель Кастро.
Парадокс, но приказ Восточно-Сибирского управления авиации о создании Братского объединенного авиаотряда был издан лишь через год. Грунтовая полоса и деревянный аэровокзал. Однако начинать с нуля не пришлось.
За то время, что действовал ушедший под воду аэродром старого Братска, была наработана впечатляющая практика. Главными рабочими лошадками на заре авиации таёжного края были самолёты Ан-2.
На них выполнялись регулярные рейсы Иркутск - Братск. Сейчас их в рабочем состоянии единицы. Но ветераны братского аэропорта помнят и запах керосина, и воздушные ямы, которые ловил поршневой однодвигательный биплан.
Виктор ЗАРУБИН, инженер АТК (авиационно-технического комплекса): «Первые впечатления. Я как раз вышел на АН-2 в смену, в ночь. Было холодно. Еще ветерок такой. Ощущения было неприятные. Ну, а потом - ничего».
За лаконичным "ничего" - развитие семимильными шагами. В 70-ом году было построено здание нынешнего аэровокзала. Лётный парк стремительно пополнялся. И вот с середины 60-х из Братска взлетают Ли-2, Ил-12 и Ил-14.
На последних, к слову, из нашего города можно было долететь до Москвы. Ближнемагистральная машина была одной из лучших на тот момент в стране. Издержки вместимости, всего 18 пассажирских мест, с лихвой перекрывали технические характеристики.
Но не пассажироперевозками едиными. Братские авиаторы вели аэрофотосъемки для проектирования в том числе будущих ЛПК и БрАЗа. Пользовались их услугами и геологи. А, значит, нужны были квалифицированные пилоты.
В эпоху прорыва космонавтики - они все равно, что покорители звезд. Ну, или в шаге от них. Хотелось бы сказать, что всё так и осталось. Но...
Евгений ГРОМЕНКО, командир лётного отряда "БратскАэро": «В отряд попасть нормальным людям несложно. Людей, которые нас не устраивают, мы стараемся не брать. Берём с испытательным сроком. Не все проходят этот вариант. Но кадровый дефицит испытывает вся страна».
Сегодня в лётном отряде Братского аэропорта 60 человек. Когда-то было значительно больше. Сократился и функционал.
Сегодня это облеты лесов, перевозка вахтовиков и так называемые санзадания. Авиаторы братской привязки летают на 7 вертолетах МИ-8 и трёх самолётах ЯК-40.
Первый такой самолёт прилетел в наш город 17 июля 1970 года. На самолетах Як-40 были открыты авиалинии Братск - Красноярск - Новосибирск, Братск - Иркутск, Братск - Улан-Удэ и другие..
И памятником стал именно он. Турбореактивный и первый советский самолет, получивший сертификат летной годности в капиталистических странах.
А ещё небо над городом лесохимиков и металлургов рассекали Ту-104 и Ту-154. И садились, и взлетали.
Аэропорт любого масштаба - и большой, и маленький - невозможен без взлётно-посадочной полосы. В Братске она соответствует всем международным стандартам.
Здесь могут приземляться самолёты всевозможного типа. И грузовые, и пассажирские.
Действующая дорога в небо была построена в середине 90-х. Ее длина - чуть более 3 километров. Ширина - 60 метров. Тогда же Братскому аэропрорту был присвоен статус международного.
Он и сейчас его сохраняет. Несмотря на трудности, которых за 55 лет было немало. Подобная стойкость закономерна, говорят ветераны предприятия.
Виктор ЗАРУБИН, инженер АТК (авиационно-технического комплекса): «Нет. Это невозможно. Ну, представьте, сейчас бы в Братске не стало аэропорта. Я считаю, что это невозможно».
Было, летали, достигали. Много глаголов прошедшего времени в этой истории. Не умышленно.
Так совпало, что большая часть жизни Братского аэропорта, именно жизни, не существования, в одночасье стала летописью несуществующего государства. Плохого или хорошего?
Но вспоминаемого ветеранами братской авиации с нескрываемой щемящей тоской. Справедливо или нет все произошедшее? Потомки рассудят. Но здесь и сейчас крылатой истории - 55.