Сломленные, но не утратившие надежду: наводнение в Тулуне

Конец июня 2019 года для десятков тысяч жителей Иркутской области запомнится страшным. Более трёх десятков населённых пунктов региона оказались в зоне паводка. Информационное агентство ТАСС со ссылкой на экстренные службы сообщают о семи погибших и девяти пропавших без вести. Наиболее разрушительным разгул стихии оказался в Нижнеудинском районе и Тулуне, где под воду уходили целые улицы.

Иван КАРНАУХОВ, житель Тулуна: «Дамбу перевалила и попёрла. Я успел только собачку вытащить из дома. По пояс в воде вытащил её».

Чудом спасенная дворняга Шмынька теперь всё время укромно прячется. Лишь изредка выходит поесть. Боится громких звуков и людей. А ее хозяин Иван Васильевич часами сидит у кромки воды, которая унесла половину его жизни. Дом, построенный его руками, теперь только в воспоминаниях.

Иван КАРНАУХОВ, житель Тулуна: «Гараж, дом, баня, стайка. Ну, всё было. Я тут жил».

Жизнь до и после большой воды - вынужденная реальность для тысяч тулунчан. Такого буйства стихии здесь не припомнят с 1984 года. Да и тогда вода так высоко не поднималась. Среди причин катастрофы называют ливни в Саянах и таяние ледников.

Азат НАСЫРОВ, руководитель Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: «С 25 по 29 июня в западных, центральных и южных районах Иркутской области прошли очень сильные дожди. Они носили продолжительный характер. Выпало осадков за указанный период от полутора до четырех месячных норм. Норма для июня - 62 миллиметра. Сами представляете 4 месячных нормы».

Из речки, которую обычно запросто переходят в брод, в поток сокрушительной силы Ия превратилась не в одночасье. Ещё 27 июня местные власти говорили о том, что угрозы затопления нет. 10-метровая дамба должна была выдержать напор воды, максимальный подъём которой ожидался на отметке в 10,5 метров. Но сбылись худшие прогнозы, и река поднялась больше чем на 13 метров. Она сметала все на своем пути. Ночью, в темноте, почти бесшумный агрессор.

Геннадий МЕТЕЛЬСКИЙ, житель Тулуна : «Ночью в 3 часа встал. Глянул в окно: света нет, ничего нет. Блестит. Ну, мне показалось, что после дождя. Перед рассветом, часов в 6 утра вышел из подъезда, вода уже перед дверью стоит. А через час вода была уже в подъезде».

Геннадию относительно повезло. Его квартира в пятиэтажке цела. На днях он планирует вернуться домой: сушить уцелевшее и оценивать ущерб. Но таких счастливчиков среди пострадавших от разлива Ии малая толика. Большинство остались вообще без всего.

Любовь ФИЛЛИПОВА, жительница Тулуна: «У нас дом уплыл. Вот в чем стоим, в том и стоим. У нас полностью все уплыло. Мы выходили - по пояс воды было. И документы у нас все утонули».

Приходить в себя люди вынуждены вне родных стен. И хорошо, если есть родственники, к которым можно пойти. Остальные ютятся в пунктах временного пребывания. Они базируются в школах.

Место, в котором всегда многолюдно, координационный центр, расположенный в одном из пунктов временного пребывания в Тулуне. Сюда идут люди, оставшиеся без всего. Более десятка специалистов различных служб и ведомств оказывают консультационную помощь для скорейшего восстановления утерянных документов.

Кроме восстановления документов здесь можно и поспать - кровати разместили в коридорах, и поесть - столовая с трехразовым питанием в одном из начальных классов, и получить медицинскую помощь. Малый спортзал школы забит тоннами одежды. Это то, чем поделились откликнувшиеся на беду жители области и других регионов. По-прежнему продукт первой необходимости - питьевая вода. Хлеб, которого в первые дни бедствия катастрофически не хватало, уже есть. Плюс сегодня в Тулуне развернули мобильный хлебозавод. И буханки пострадавшим будут раздавать бесплатно.

Андрей ПОПОВ, комендант штаба пункта временного пребывания: «У нас сейчас проживает около 45 человек, которые остались без жилья, которым некуда идти. Шесть из них дети. Самому старшему - 10 лет. Самому младшему - полтора-два года. Пока мы справляемся своими силами. Люди очень активные. Стараемся помочь всем».

Волонтерам в зоне ЧС вверили приём и распределение гуманитарной помощи, а также эмоциональную поддержку. Стресс, порожденный большой водой, многим даётся очень тяжело. Опасные и ответственные работы по спасению людей и животных - прерогатива МЧС. В самом центре Тулуна полевой штаб министерства.

Нагляднее всего масштаб катастрофы, произошедшей в Тулуне, демонстрирует вот эта картина. Когда-то там были деревянные дома, из бруса, казалось бы, прочные. Однако они не выдержали напора воды. Вода смыла их как игрушечные домики. Всё, что осталось, это завалы. Сегодня сотрудники МЧС приступили к их разбору.

Валентин НЕЛЮБОВ, начальник главного управления МЧС России по Иркутской области: «Задачи, которые стоят первыми, это восстановление жизнедеятельности всего населенного пункта. Сегодня спасатели вместе с коммунальными службами приступили к расчистке водозаборных коммуникаций. Предстоит откачать воду, очистить саму территорию, установить водозаборное оборудование».

После разбора домов приступят к расчистке дорог и ремонту коммуникаций. Людей хватает, техники тоже, отмечают спасатели.

Валентин НЕЛЮБОВ, начальник главного управления МЧС России по Иркутской области: «Здесь у нас работает порядка 80 человек. Дополнительно людей еще завозим. Поэтому цифра пока мигрирующая. Задача – максимально облегчить жизнь населения».

По официальным данным, в зоне затопления в Тулуне оказались 3000 домов. Эвакуировано по меньшей мере 500 человек. Сегодня пострадавшим начали выплачивать единовременное пособия в размере 10 тысяч рублей. Кроме того, выплаты предусмотрены постановлением правительства страны.

После пика наводнения, пришедшегося на выходные, уровень воды в реке Ия заметно упал. Местные жители, чьи дома попали в зону затопления, пытаются спасти хоть какое-то имущество. Пережившие стихию, они в большинстве своем намерены остаться здесь и начать все с чистого листа.

Автор