Простые люди, пингвин, молоко. Театр «Девятая идея» завершил десятый творческий сезон. Фоторепортаж

Чего мы ждем от любого театра? Конечно, новых впечатлений и ярких эмоций. 

Новый спектакль «Девятой идеи» может понравиться или не понравиться, но непременно  вызвать рой мыслей и чувств, ведь темы, поднятые в нем, понятны каждому. Те, кто уже посмотрел «Молоко», говорят: постановка точно никого не оставит равнодушным.

Премьерный показ истории с непредсказуемым сюжетом состоялся в апреле. И стал одним из главных событий десятого сезона камерного театра.  За это время актеры-любители сыграли 43 спектакля почти для трех тысяч зрителей. Валентина Долгополова – режиссер, организатор и идейный вдохновитель «Девятой идеи» рассказала о том, что создает атмосферу творчества.

 

- Театр сегодня – есть то, что планировалось или получилось другое от того, что задумывалось?

- Это живой организм. Я не могу сказать, что у меня есть четкие планы в отношении театра, что он должен быть именно таким и никак иначе. Каких-то проектов, чертежей, смет – нет. Есть только большое желание, чтобы здесь было комфортно тем людям, которые сюда приходят заниматься, общаться, тем людям, которые сюда приходят на спектакли, чтобы они получали какие-то мысли, получали любовь, может, пищу для размышления, может быть, поспорили с нами… Есть желание говорить. И не просто говорить, а разговаривать с людьми. Это желание и двигает нас вперёд! 

- Темы общения меняются?

- Конечно, изменения есть. Они идут ежесекундно. Человек меняется, и мир этот меняется, движение – жизнь, как говорится. Самое главное – не останавливаться, меняться самим и чувствовать все изменения в обществе, в мире. Динамика должна быть в любом коллективе, это его рост и его востребованность.
 
- Важен этот диалог?

- Да, для нас очень важен. Когда есть наполненность, то нужно обязательно делиться. Люди искусства – они все дающие: энергию, информацию, смыслы... Самое главное, чтобы для зрителей эти процессы тоже были важными. А мы – творческая команда - будем всегда ждать своего зрителя, чтобы поговорить с ним. Единомышленники к нам прикрепляются, мы объединяемся и,… всё получается.

- Как к вам приходят актёры? Ведь профессионалов, то есть с театральным образованием, у вас единицы.

- Да, у нас любители. В спектакле «Чудики» Евгений Хулуев играет – один профессиональный актёр. Остальные – любители в самом высоком понимании этого слова. В последнее время отношение к слову «любительский» почему-то не очень. Как бы сказать?..

- Любительский, но не профессиональный?

- Да. Вот «профессиональный» - это весомо, а «любительский» – вроде как несерьёзно. То есть, такое отношение не очень серьёзное. А если вдуматься, просто сесть спокойно и подумать над этим словом, то любительский театр – это очень круто. То есть, это люди, которые любят свое дело, любят театр, любят искусство и отдаются ему на сто процентов, которые находят возможности для творческого полёта в своей жизни. А жизнь у всех разная, работы у всех разные, и семьи разные, и заботы, и хлопоты. И, несмотря на всю карусель бытовую, они находят время, прибегают сюда и душу свою здесь оставляют. Поэтому любительский театр - это прекрасное явление в нашей жизни.

- Любительский от слов «любовь к делу»? Лично у меня профессионализм ассоциируется с опытом. Конечно, хорошо, когда есть базовое образование. А чем ваши актеры заняты вне театра? В чем они преуспели? 

- Ой, актёры у нас разные все. У нас есть электрики, у нас есть пожарные, есть депутаты, домохозяйки, повара, бизнесмены. Все они отменные специалисты в своём деле. Как они к нам попадают? Кто-то конкретно для себя ставит в жизни цель, что он хочет творческого развития, хочет чего-то нового в своей жизни, каких-то эмоций необычных получить. Я не знаю, это вопрос, конечно, к актёрам: зачем они приходят? А вообще, по-разному бывает. Кто-то приходит конкретно, у него есть цель, звонит и говорит: «Я хочу заниматься». Кого-то приглашаю я. Иногда это получается случайным образом: заходит разговор, и я понимаю, что у человека есть желание, но какой-то страх мешает сделать первый шаг…

- А, может, он и не думает?

- Да, начинаем общаться, и он понимает, а почему бы и нет? И всё начинается.

- А было ли так, что актёр пришел после спектакля? Посмотрел, как вы играете, и потом после спектакля решил с вами работать?

- Были отзывы. Люди писали, что, да, спектакль классный, понравился, и я бы тоже хотел бы в театр походить. Отзывы были, но кто оставляет их – я же не знаю! Забывают подписаться.

- Когда я пела в хоре, к нам часто после концертов приходили желающие петь. Но это студенты…

- Нет, студентов у нас сейчас нет почему-то. Взрослые люди, работающие, дети, подростки, малыши, но не студенты. Может быть, в следующем сезоне придут? Мы ждём!

- Расскажите о зрителях. У вас очень хорошая практика – спрашивать о  впечатлениях после просмотренного спектакля (Прим. редакции БСТ – после спектакля зрителей просят написать отзывы). Какой он – ваш зритель?

- Подготовить всё для отзывов - наша традиция. Почему появилась? Театр позволяет – камерный. Конечно, если бы театр был на 200-300 мест или 1000, то какие тут могут быть отзывы? Читать только полночи можно, а уж про обработку я молчу… А наш театр позволяет такую обратную связь иметь с нашими зрителями. И это очень здорово, потому что иногда идем просто на эксперимент: нам кажется, что всё смешно, что всё понятно, всё вроде, как надо, а зрители реагируют совершенно по-другому. Это такая проверка: что зритель пишет, с чем он от нас уходит, попали ли вообще в цель – не попали. Это, конечно, для нас очень важно. 

А какой он, наш зритель? Я знаю точно, что он у нас есть. Неоднократно читали в отзывах, что были на ваших спектаклях и всегда рады вашим спектаклям, ждём ещё премьеры, и придём, и приведём. Есть наш постоянный зритель. А какой он? Конечно, самый любимый, родной. Мы о нем очень заботимся и всегда ждем.

- Как вы отбираете сценарии для постановок?

- Вопрос, на который я никогда не нахожу ответа. Я не знаю, как ко мне приходит информация. Конечно, я спрашиваю у актеров. Допустим, сейчас заканчивается сезон, что будем в следующем сезоне играть? Предлагайте. Мало того, защищайте свои идеи, чем они интересны, почему они актуальны? Ребята, конечно, вносят свои предложения, я их записываю, слушаю. Но как потом появляется материал - именно тот, который нужен, который начинает звучать в театре, я не знаю. 

Откуда он пришел и почему именно он? Я понимаю, что он будет, но пока еще не знаю, как это все будет устроено. Бывает иногда, что даже нет героя. Но я знаю, что этот спектакль должен встать в наш репертуар и звучать. Появляется внутреннее чувство, позиция, а потом приходит всё: и люди, и деньги, и возможности находятся, то есть складывается всё. Главное, вовремя услышать себя. Себя или Вселенную. 

Как мы находим материал для постановок? Не мы его находим, а он нас. Так было, например, с Шукшиным (Прим. редакции БСТ– в 2017 году в театре «9 идея» поставили спектакль «Чудики» по рассказам В. Шукшина). Я сильно никогда не увлекалась его творчеством. Но почему-то возникло убеждение, что именно он должен прозвучать. Начали работу, и, спустя несколько месяцев, пропало желание, пропала искра какая-то у всех, в том числе и у меня. Решили отложить, не браться пока за Шукшина. Но ведь будущий спектакль стал сниться мне ночами. Каждую ночь репетиции, мизансцены, какие-то отрывки, куски. Я просыпалась усталая, потому что ночью работала. И, конечно, это был нам знак, что мы должны поставить этот спектакль по рассказам Шукшина, потому что он нас выбрал.

В театре очень много тайн, очень много загадок, очень много вопросов, на которые нет ответов. Наверное, на них и не нужно отвечать. Нужно просто делать свое дело и всё.

-  Расскажите про последний премьерный спектакль «Молоко».

- «Молоко» - это пьеса Екатерины Мавроматис. Она современный драматург, сегодняшний, молодая красивая женщина. Мы с ней на связи. После прочтения пьесы я нашла автора и списалась с ней, попросила разрешение взять эту драматургию для постановки, на что она ответила, что не против, но права на пьесу выкупил «Гоголь-центр» на несколько лет, что нужно обратиться к ним. Вот так завязалось знакомство с автором. Потом обратились в «Гоголь-центр». Они дали нам добро.

- Менялся ли сценарий?

- Нет. Все написано грамотно, ничего не меняли. Конечно, режиссерское прочтение бывает. У меня бывало, когда я куски убирала из материала, потом ломала, потом выстраивала линию сценария. В случае с «Молоком» изменения были настолько незначительные. Спрашивала у автора, она сказала: «Я вам доверяю. Делайте».

- А относительно классики, известных произведений? Меняете ли вы, упрощаете или еще что-то?

- Смотря, какой материал берется. Если мы брали, например, рассказы Василия Шукшина, то это проза, конечно, мы писали инсценировку для постановки. 

- А детские произведения?

- Вот вышел недавно «Цветик-семицветик» - тоже новый спектакль, премьерный, по Валентину Катаеву. Там тоже практически ничего не менялось. Сюжет известный, и мы старались быть с автором вместе. Это самое главное - не нарушить его линию, его атмосферу, то, что он вкладывал в свое произведение.

- Зритель юный отличается от зрителя взрослого. Какие впечатления у детей?

- У нас был такой опыт, когда детки приходили на спектакль «Очень хочется жить». Вообще спектакль мы рекомендуем детям старше 12 лет, а привели малышей из детского садика, зная, что это дневники детей 1941-1945 годов. Дошколята пришли подготовленные, с ними воспитатели эту тему много работают. Они смотрят фильмы, они читают литературные произведения, разговаривают на эти темы, обсуждают, делают поделки. Когда дети пришли на спектакль, то очень внимательно смотрели, очень серьезно – маленькие «кнопочки» все – и потом они рисовали. Писать ещё не умеют и рисовали свои эмоции, делились своими впечатлениями. Понятно, что их этот спектакль тронул, они размышляли, плакали. Иногда юный зритель смотрит гораздо вдумчивее взрослого.

- А по премьерному спектаклю «Молоко» какие были отзывы от зрителей?

- Неожиданно хорошие. Мы не подозревали даже сами, что настолько материал прозвучит пронзительно. Есть, конечно, отзывы абсолютно полярные. То есть, кто-то выходит зала с ощущением полного счастья, наполненности любовью, готов творить дела великие после спектакля, а кто-то выходит и плюется, и говорит: «Да это же невозможно вообще смотреть! Это же психбольница!». Но это единичные случаи.

- Но ведь можно воспринимать, что жизнь бывает и такая? Может, наоборот, надо показывать это? Хотя бы через театр. Страшнее встретить в жизни…

- Пускай сегодня пришел этот человек и ничего не понял для себя, посмеялся, прохохотал над всем, что увидел здесь, а вот завтра этот материал где-то у него «выстрелит». Это очень здорово, когда спектакль находит отклик в сердцах зрителей. Для этого мы и работаем, для этого мы и существуем.

- Расскажите о команде театра.

- Это наша сила. Есть те, кто идет с нами все десять лет, смотрим в одном направлении и понимаем друг друга с полувзгляда. Это не только актеры, это педагоги и режиссеры. Есть те, кто недавно влился. «Девятая идея» команду свою очень ценит! 

Ирина Лучшева – наш художник-постановщик - прекрасный педагог, творец и человек. Галина Гусарова – балетмейстер, педагог по пластике. Сколько спектаклей мы уже вместе! И это счастье! 

Татьяна Шишова – талантливый режиссер, она работает с детками. Анна Зайнутдинова – добрейший педагог, работает с малышами. Мамочка наша!

Ксения Тарасова – педагог по вокалу, профессионал своего дела. Волшебница! 

Художник, дизайнер Анна Усова – она и афиши нам делает, и программки, преподает уроки грима, сценического образа. Молодая, перспективная и светлая очень. Светлана Распутина – ведет хореографию, успешно пробует себя, как постановщик. Молодая, хорошенькая, но с мощным внутренним стержнем, характером. 

Евгений Хулуев ведет у нас в театре сценическую речь, играет в «Чудиках». Многогранный, яркий, трудолюбивый. Конечно, нам его будет сильно-сильно не хватать, он уезжает из Братска. 

- Опять у вас поменяется актер, получается…

- У нас «Чудики» уходят из репертуара.

- Жалко. Почему?

- Возвращаются все, кроме тех, кто нужней… Вот Евгений уезжает, и еще одна актриса из этого спектакля тоже уезжает из Братска. Поэтому со спектаклем мы прощаемся.

- Пожелаем, чтобы этот спектакль только ушел на каникулы, а в будущем нашлись актеры. Спектакль-то хороший.

- Да. А пока со слезами на глазах и с любовью отпускаем его. Ребята прикипают к нам, и из года год работаем, время пролетает незаметно. Двигаемся, а потом думаем: «Елки-палки, а детки, которые к нам приходили маленькие, уже выросли». Есть такие, которые сначала были в младшей группе, потом - в средней, потом - в старшей группе. Я смотрю фотографии: пришли «кнопочками», а сейчас уже тети и дяди.

- Вот и вырастили!

- Да, есть такие ребята, которые учатся уже в Москве, сдают экзамены и уже там играют в спектаклях. Верю, что у них всё получится и выбранный путь будет счастливым! 
 

Автор