Как выбрать будущую профессию? Владислав Минченко рассказал слушателям «Радио Шансон в Братске» о важности профессиональной ориентации

Как выбрать будущую профессию, когда ты только заканчиваешь школу? Накануне "последних звонков" Владислав Минченко рассказал слушателям «Радио Шансон в Братске» о важности профессиональной ориентации.

Владислав Минченко – потомственный энергетик. Он возглавляет цех тепловой автоматики и измерения ТЭЦ-6 и Государственную аттестационную комиссию Братского государственного университета.

Ежегодно берет в свой цех по рабочим квотам несовершеннолетних, часто выступает перед студентами. Ведущий «Шансона» Влад Ефименко расспросил Владислава о том, почему большая часть выпускников сегодня не работает по специальности и как это можно изменить.

- Владислав, как Вы выбирали профессию?

- Я был из тех, кто не мог после 10 класса определиться с профессиональным будущим. Моя мама – энергетик, и я пошел, что называется, по ее стопам, поступил в Братский индустриальный институт на факультет автоматизации технологических процессов. Первые два курса было тяжело и неинтересно, меня чуть не отчислили из-за неважных оценок. Но когда на 3 курсе пошли спецпредметы, я понял, что влюбился в энергетику. Учиться начал только на пятерки! Считаю, что мне повезло: поступал без всякой профориентации, но попал в ту сферу, в которой работаю уже много лет. И на своем примере хочу предостеречь студентов: если на первом, втором году обучения в ВУЗе вам хочется все бросить, дайте себе и профессии время.

- Вы правильно сказали, что Вам повезло. Но таких историй – меньшинство. Статистика показывает: до 70% людей сегодня работают не по специальности, которая написана в их дипломе. Стоит ли вообще считать это проблемой?

- Да, это проблема. Для развития государства важно, чтобы высшее образование получали те люди, которым оно нужно, которым пригодится. Чтобы из ВУЗов выходили специалисты и далее развивались в своем деле.

Есть и еще один важный аспект: работа должна приносить удовольствие. Грамотные профессионалы, увлеченные своим делом люди – основа здорового, профессионального общества. Они проактивны, им интересна жизнь города, у них есть силы делать ее лучше. 

Человек работает непрерывно 10-11 лет своей жизни. Почти каждый день мы просыпаемся и идем на работу. Мне и представить сложно, с какими чувствами живет человек, который не нашел себя в жизни. Постоянного стресса?

- Кто должен в первую очередь думать о профориентации старшеклассника? Сам подросток? Школа? Родители? 

- Родители! Увы, система профориентации сегодня работает слабо, поэтому задача семьи не пускать этот важный выбор на самотек. Их задача-минимум состоит в том, чтобы настроить своего старшеклассника на то, что профессиональное самоопределение – важный вопрос, и нужно думать о нем.

Родители предлагают варианты, по возможности, показывают в реальности профессию, которая интересна ребенку. Например, могут договориться об экскурсии на предприятие, в компанию, где в будущем хочет работать ребенок.

В общем, семье необходимо создать условия, в которых вопрос решается активно, осознанно, позитивно. А также рассказать про варианты будущего: не сделаешь выбор – придется идти или работать, или в армию, или в тот ВУЗ, который определим мы. Это все неплохие варианты, но ребенок должен знать о них.

Чем больше выпускник ищет информацию, узнает, тем выше шанс, что он и дальше будет увлечен выбранной профессией. Приведу в пример своего сына. Помню, как долго Илья не мог определиться.

Мы разговаривали с ним, рассказывали о вариантах. Сейчас он заканчивает военно-инженерный институт в Красноярске, будущий военный. Поступил, потому что там учился его друг, и сын мог расспросить его подробно о ВУЗе, системе обучения, будущем трудоустройстве. 

- Какие варианты изменения ситуации, в которой так много молодых ребят не могут определиться с выбором, Вы видите?

- Во-первых, необходимо провести углубленное независимое исследование по Братску, цель которого – увидеть, какое количество учащихся, получающих профессиональное образование, смогут найти здесь работу по специальности.

Важно понять потенциал города в плане трудоустройства: каких специалистов не хватает, а каких – в избытке. Следом – провести «ревизию» образовательных учреждений, специальностей, количества мест в группах.

Во-вторых, создать, возродить систему профориентации в школах. От небольших мер: экскурсии для школьников в организации и на предприятия для ознакомления с различными специальностями. До полноценной системы профессионального ориентирования с 9 класса. Чтобы ребята сами смогли увидеть рабочие места, побеседовать со специалистами, начать учиться чему-то профессионально.

Также городу нужно работать с крупными предприятиями, чтобы вернуть в ВУЗах систему распределения рабочих мест. Не в том жестком варианте, который был в советское время, а в новом, современном.

- Вы работаете со студентами. Для них тема профориентации уже не актуальна?

- Актуальна, к сожалению. Да, я регулярно провожу беседы со студентами, будущим энергетиками, и 80% из них не до конца понимают, в чем будет заключаться их работа после получения диплома.

Иногда приходят на производство и сразу уходят: они все 5 лет ожидали другого. И здесь мы тоже теряем профессионалов. Поэтому важно и на этом этапе работать с учащимися.

- Уже скоро пройдут последние звонки. Что посоветуете выпускникам?

- Относиться ко всему легче. Легко сдать экзамены, поступить и искренне примерить на себя новое дело, выбранную специальность. При этом не бояться менять свое решение, если на 3, 4 курсе понял, что не интересно, не подходит.

Я поздравляю выпускников и их родителей с этим особенным периодом в их жизни. Дети выросли, идут во взрослую жизнь. Удачи им! Желаю каждому найти свое дело, свою дорогу и быть счастливыми.

 

Автор