Как выбрать будущую профессию, когда ты только заканчиваешь школу? Накануне "последних звонков" Владислав Минченко рассказал слушателям «Радио Шансон в Братске» о важности профессиональной ориентации.
Владислав Минченко – потомственный энергетик. Он возглавляет цех тепловой автоматики и измерения ТЭЦ-6 и Государственную аттестационную комиссию Братского государственного университета.
Ежегодно берет в свой цех по рабочим квотам несовершеннолетних, часто выступает перед студентами. Ведущий «Шансона» Влад Ефименко расспросил Владислава о том, почему большая часть выпускников сегодня не работает по специальности и как это можно изменить.
- Владислав, как Вы выбирали профессию?
- Я был из тех, кто не мог после 10 класса определиться с профессиональным будущим. Моя мама – энергетик, и я пошел, что называется, по ее стопам, поступил в Братский индустриальный институт на факультет автоматизации технологических процессов. Первые два курса было тяжело и неинтересно, меня чуть не отчислили из-за неважных оценок. Но когда на 3 курсе пошли спецпредметы, я понял, что влюбился в энергетику. Учиться начал только на пятерки! Считаю, что мне повезло: поступал без всякой профориентации, но попал в ту сферу, в которой работаю уже много лет. И на своем примере хочу предостеречь студентов: если на первом, втором году обучения в ВУЗе вам хочется все бросить, дайте себе и профессии время.
- Вы правильно сказали, что Вам повезло. Но таких историй – меньшинство. Статистика показывает: до 70% людей сегодня работают не по специальности, которая написана в их дипломе. Стоит ли вообще считать это проблемой?
- Да, это проблема. Для развития государства важно, чтобы высшее образование получали те люди, которым оно нужно, которым пригодится. Чтобы из ВУЗов выходили специалисты и далее развивались в своем деле.
Есть и еще один важный аспект: работа должна приносить удовольствие. Грамотные профессионалы, увлеченные своим делом люди – основа здорового, профессионального общества. Они проактивны, им интересна жизнь города, у них есть силы делать ее лучше.
Человек работает непрерывно 10-11 лет своей жизни. Почти каждый день мы просыпаемся и идем на работу. Мне и представить сложно, с какими чувствами живет человек, который не нашел себя в жизни. Постоянного стресса?
- Кто должен в первую очередь думать о профориентации старшеклассника? Сам подросток? Школа? Родители?
- Родители! Увы, система профориентации сегодня работает слабо, поэтому задача семьи не пускать этот важный выбор на самотек. Их задача-минимум состоит в том, чтобы настроить своего старшеклассника на то, что профессиональное самоопределение – важный вопрос, и нужно думать о нем.
Родители предлагают варианты, по возможности, показывают в реальности профессию, которая интересна ребенку. Например, могут договориться об экскурсии на предприятие, в компанию, где в будущем хочет работать ребенок.
В общем, семье необходимо создать условия, в которых вопрос решается активно, осознанно, позитивно. А также рассказать про варианты будущего: не сделаешь выбор – придется идти или работать, или в армию, или в тот ВУЗ, который определим мы. Это все неплохие варианты, но ребенок должен знать о них.
Чем больше выпускник ищет информацию, узнает, тем выше шанс, что он и дальше будет увлечен выбранной профессией. Приведу в пример своего сына. Помню, как долго Илья не мог определиться.
Мы разговаривали с ним, рассказывали о вариантах. Сейчас он заканчивает военно-инженерный институт в Красноярске, будущий военный. Поступил, потому что там учился его друг, и сын мог расспросить его подробно о ВУЗе, системе обучения, будущем трудоустройстве.
- Какие варианты изменения ситуации, в которой так много молодых ребят не могут определиться с выбором, Вы видите?
- Во-первых, необходимо провести углубленное независимое исследование по Братску, цель которого – увидеть, какое количество учащихся, получающих профессиональное образование, смогут найти здесь работу по специальности.
Важно понять потенциал города в плане трудоустройства: каких специалистов не хватает, а каких – в избытке. Следом – провести «ревизию» образовательных учреждений, специальностей, количества мест в группах.
Во-вторых, создать, возродить систему профориентации в школах. От небольших мер: экскурсии для школьников в организации и на предприятия для ознакомления с различными специальностями. До полноценной системы профессионального ориентирования с 9 класса. Чтобы ребята сами смогли увидеть рабочие места, побеседовать со специалистами, начать учиться чему-то профессионально.
Также городу нужно работать с крупными предприятиями, чтобы вернуть в ВУЗах систему распределения рабочих мест. Не в том жестком варианте, который был в советское время, а в новом, современном.
- Вы работаете со студентами. Для них тема профориентации уже не актуальна?
- Актуальна, к сожалению. Да, я регулярно провожу беседы со студентами, будущим энергетиками, и 80% из них не до конца понимают, в чем будет заключаться их работа после получения диплома.
Иногда приходят на производство и сразу уходят: они все 5 лет ожидали другого. И здесь мы тоже теряем профессионалов. Поэтому важно и на этом этапе работать с учащимися.
- Уже скоро пройдут последние звонки. Что посоветуете выпускникам?
- Относиться ко всему легче. Легко сдать экзамены, поступить и искренне примерить на себя новое дело, выбранную специальность. При этом не бояться менять свое решение, если на 3, 4 курсе понял, что не интересно, не подходит.
Я поздравляю выпускников и их родителей с этим особенным периодом в их жизни. Дети выросли, идут во взрослую жизнь. Удачи им! Желаю каждому найти свое дело, свою дорогу и быть счастливыми.