Без них бы не было Победы. В Братск привезли уникальную коллекцию агитационных плакатов

Их тиражи исчисляются миллионами, и они все ещё современны, даже спустя 78 лет. В Художественный выставочный зал впервые привезли агитационные плакаты времён Великой Отечественной войны. Экспозиция открылась сегодня.

Первые агитационные плакаты появились буквально через неделю с начала Великой Отечественной войны и сразу миллионными тиражами. Разные мотивы, разные идеи, но цель всегда одна – показать, что у Советского Союза есть решительность, сила и все средства, чтобы победить врага.

А этот враг на плакатах изображался серой, безликой, агрессивной массой. Цветовая гамма плакатов всегда одна и та же – красный, чёрный, белый. И отличительная особенность – ёмкие, лаконичные лозунги, которые запоминаются буквально с первого прочтения. Например, здесь: «Бей фашистского гада!»

Их рисовали лучшие художники. Лозунги к ним писали выдающиеся поэты и писатели. Или же на плакатах размещали цитаты Сталина. В пору, когда еще не было телевидения, именно агитпродукция стала одним из ключевых инструментов для формирования общественного мнения.

Эти изображения отпечатывались в сознании и клеймили фашизм. Недаром агитационную полиграфию называли третьим фронтом и говорили, что они били точно, как солдаты.

Что ни изображение, то праведный гнев и желание уничтожить врага. Вот один лишь факт, подтверждающий силу воздействия плакатов и листовок: в тех случаях, когда фашистские войска не могли их сорвать, они стреляли в них или сжигали.

Они пережили своих авторов и переживут ещё не одно поколение, обретя статус произведений искусства. В Братск уникальная коллекция плакатов прибыла из Иркутска. Областной центр в своё время стал одним из 46 городов России, где экспозиция была показана впервые к 70 Дню Победы.

Она насчитывает порядка 50 работ. И, как фронтовые сводки, показывает все этапы Второй мировой. Образы агрессоров - карикатурные, уродливые. Советский народ, наоборот, - воплощение отваги. И чем ближе была Победа, тем больше трансформировались пропагандистские рисунки.

Плакаты образца 44-45 годов отличаются от тех, которые тиражировались годом, двумя ранее. Окончательно стало ясно, что Победа не за горами. Меняется настроение и содержание. Здесь и семья, и дружба.

И уже совершенно другое цветовое решение. Появляются жизнеутверждающие краски, например, тот же жёлтый. Ну, и, конечно, образ советского народа становится окончательно героизированным. Это всегда красивые, открытые лица, широкая улыбка, горящие глаза, потому что Победа будет нашей.

Увидеть выставку "Плакаты войны. На пути к Великой Победе" можно до 12 мая.

Автор