В Иркутске завершена крупная сделка по продаже известного холдинга «СМ Номер 1».
О намерении продать холдинг было известно от его владельцев еще несколько лет назад. Причины продажи объективны: тиражи газет резко падают, интерес к ним падает еще сильнее. Активное развитие интернета и серьезные накладные расходы на типографию и бумагу привели к тому, что газеты безнадежно отстали от конкурирующих электронных СМИ по оперативности и рентабельности, пишет Babr24.
В состав холдинга входит несколько газет областного уровня и информационное агентство.
Холдинг продан некоему фонду «Отражение» (ОГРН 1153850000776). Фонд отражения возглавляют Максим Шевченко и его супруга Елена Шевченко из Ангарска.
Фонд хорошо известен целым рядом связанных с ним скандалов.
В первую очередь это приобретение двух картин российского художника Никаса Сафронова, каждая стоимостью 600 тысяч рублей. Одна из них, портрет Валентина Распутина, впоследствии оказалась достаточно примитивной копией с фотографии писателя. Вторая, «Городской пейзаж Венеции», не имеет никакого отношения к Сибири и ее культуре и была продана, вероятнее всего, «заодно».
Картины были проданы 29 декабря, за сутки до окончания финансового года. Эксперты сразу предположили, что фонду было необходимо срочно «вывести» средства со счетов, и какая часть из них на самом деле досталась Сафронову, должны сказать правоохранительные органы.
Из каких средств финансируется фонд «Отражение», неизвестно. Так же, как неизвестно и то, чьим отражением он является. Однако фонд оперирует весьма крупными суммами. В частности, в 2015 году на средства фонда в сумме 15 миллионов рублей была построена известная часовня на берегу озера «Изумрудное» в районе Теплых озер. Откуда деньги? Неизвестно. Зато известно, что в то же самое время в том же Ангарске было зарегистрировано ООО «Юрмакс» (ОГРН 1153850030201) с учредителем Максимом Шевченко и уставным капиталом 16 миллионов рублей. Интересное совпадение.
Впрочем, совпадений и странностей в делах Максима Шевченко более чем достаточно. В частности, еще в 2016 году он оказался замешан в грязной и практически криминальной афёре с фондом микрокредитования, о чем Бабр подробно писал в статье «Антон Логашов. Большая афёра с микрофинансированием». Тогда же выяснилась и связь Максима Шевченко с Корпорацией развития Иркутской области, деньги в которой крутятся большие, но с очень непонятными целями.
Учредителями пресловутого фонда микрокредитования оказались правительство Иркутской области, Корпорация развития и две совершенно частные фирмы: ООО «МАКСиМАКС» (ОГРН 1093801001326) и ООО «СетьЭнергопром» (ОГРН 1103801004812). Учредителем компании «МАКСиМАКС» является... Максим Шевченко, Учредитель компании «СетьЭнергопром» Александр Парилов неоднократно попадал в сферу внимания журналистов Бабра, однако его история слишком длинная для того, чтобы излагать в одной статье. Достаточно сказать, что Парилов, как и Шевченко, - лучший друг «ангарской» группировки в правительстве Иркутской области и заодно резидент Ангарского технопарка - несмотря на все свои экономические «шалости». Ну или благодаря им.
Вернемся, однако, к газетно-информационному холдингу. Казалось бы, зачем пусть и сомнительному, но все-таки фонду насквозь убыточная медийная группа? С первого взгляда - незачем. Если не знать нюансов.
А нюансы заключаются в том, что Максим Шевченко - родной племянник одного из заместителей губернатора Иркутской области. И в этом свете вся сделка выглядит совершенно иначе.
Не секрет, что в 2020 году Иркутскую область ждут скандальные выборы губернатора. Сергей Левченко не скрывает, что хочет остаться на второй срок. Его оппоненты также не скрывают, что приложат все усилия для того, чтобы этого не произошло. А в промежутке оставшихся двух лет - не менее скандальные выборы в Думу города Иркутска, Думу Иркутского района, выборы мэра города Братска, выборы мэра Иркутска и еще с десяток менее значимых муниципальных выборов.
Все эти политические события требуют серьезной медийной поддержки, которой у губернатора нет. Все три года своего правления Сергей Левченко и его окружение удивительно наплевательски относились к взаимоотношениям со СМИ, в результате чего на сегодняшний день они имеют все лишь один дружественный ресурс, да и тот готов в любой момент вильнуть в сторону за хорошие деньги. Очевидно, для команды губернатора пришло время собирать камни на медийном рынке.
Удивляет, однако, что для приобретения был выбран холдинг, издания которого давно не пользуются популярностью среди населения. Конечно, этот факт должен был существенно снизить сумму покупки - но вот эффективность такого ресурса оставляет серьезные сомнения. И выход тут у «команды губернатора» только один - экстренно вливать в холдинг бюджетные средства для его оживления и популяризации.
Напрямую делать это не получится. Пресловутые «договоры на информационное обслуживание» недостаточны для серьезного развития сразу нескольких газет.
Не исключено, что для вливания в СМИ будут использованы все те же фонды и промежуточные структуры типа Корпорации развития, через которые деньги налогоплательщиков из бюджета Иркутской области будут улетать на пиар красного губернатора.
Таким образом, все население региона, по сути, оплатит избирательную кампанию Сергея Левченко в 2020 году. В ходе которой это же население будут оболванивать коммунистической дезинформацией.
Умный ход. Но уж очень дурно пахнущий.