Эксперимент БСТ: смогут ли школьники купить книги классиков? Почему литературу приравняли к алкоголю?

Школьнице из Екатеринбурга не продали художественную литературу. Причина - несовершеннолетие девушки. Съемочная группа БСТ провела эксперимент и выяснила, почему некоторые книги приравняли к алкоголю и сигаретам

17-летняя Алиса из Екатеринбурга хотела купить сборники российских поэтов. Побывала в трёх магазинах - везде получила отказ. Не продали девушке книги Маяковского, Есенина и Бродского.

Алиса, школьница из Екатеринбурга: «Я эти сборники покупала для себя, для своего интеллектуального развития. Меня очень интересуют эти авторы: Бродский, Маяковский. И информация, которая нужна мне про них, эссе, например, содержится только в таких серьезных сборниках, в сборниках для школьной программы такого нет».

На книгах, которые выбрала Алиса, возрастная метка - [18+]. Такая маркировка ставится по закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Пресс-служба сети книжных магазинов: «Маркировку возрастных ограничений присваивает производитель, то есть, издательство. И делает оно это не само, а с привлечением эксперта, который должен иметь аккредитацию Роскомнадзора. И мы, как книготорговая сеть, получаем книги от издательства уже с маркировкой, которую обязаны соблюдать».

За нарушение правил магазинам грозит штраф до 50 тысяч рублей или даже приостановка деятельности. Мы решили проверить, как соблюдается этот закон в книжных магазинах Братска. Нам согласились помочь две девятиклассницы Кристина и Катя.

Мы с девочками посетили магазин той же сети, в которой побывала юная жительница Урала. Нашли сборники Маяковского и Бродского, Есенина в отделе не оказалось. Книги не просто отмечены цензом - они упакованы в целлофан, чтобы несовершеннолетние случайно не познакомились со "взрослыми" произведениями русских классиков.

Кристина, девятиклассница: «Мы сейчас ходили в магазин и выбрали книжку Маяковского. В принципе, там был значок 18+, а на обратной стороне было написано: "нецензурная брань". Нам не продали, сказали, что возрастное ограничение, сразу отказали нам. После случая в Екатеринбурге всё стало очень строго, теперь просто так не купишь даже классику такую».

Катя, девятиклассница: «Моя одноклассница ходила в книжный магазин купить любимый комикс. Ей его продали, но сказали, что в следующий раз не продадут, потому что ограничение 18+».

С законом, направленным на защиту детей, согласны далеко не все родители. Говорят, при желании подростки всё равно найдут интересующее их произведение в Интернете.

Покупатель книжного магазина: «Я считаю, что раз в школе это всё проходится - почему нет. Моё мнение, что можно считать, сейчас подростки настолько все развитые. И не только сейчас, это всегда было».

Покупатель книжного магазина: «Я не понимаю, почему детям нельзя покупать книги таких авторов как Маяковский, Бродский, Есенин. Если по программе в 10 классе они проходят роман "Преступление и наказание", где подробно описана сцена убийства старухи-процентщицы».

Кроме Достоевского, убийства описывают Лесков и Эдгар Аллан По. Их произведения школьники изучают в рамках программы. Но читать Есенина, Бродского и Маяковского братским ребятам по закону нельзя. Этому правилу строго следуют продавцы нашего города. Правда, 17-летняя Алиса из Екатеринбурга выход всё же нашла - сборники классиков ей купил папа.

Автор