Башню Братского острога 17 века в Ангарской деревне спасут от разрушения, если найдутся средства

Башню Братского острога спасут от разрушения. Ученые из Иркутска приехали в Ангарскую деревню, чтобы изучить объект и его отреставрировать

 

Игорь Пинайкин – кандидат технических наук, инженер, реставратор и архитектор в одном лице. Приехал в Братск вместе с сыном из областного центра. Задача специалистов – исследовать и обмерить башню Братского острога 17 века. Это единственный памятник федерального значения на севере региона.

Игорь Пинайкин, кандидат технических наук, инженер проектной организации СИБНИПИ «Наследие»: «Я достаточно много занимаюсь, практически 30 лет, объектами культурного наследия, деревянным зодчеством. Это в самом высоком смысле памятник российского уровня. Объектов такого уровня и такой ретроспективной глубины практически единицы. И вы являетесь счастливыми обладателями его. И вы имеете возможность его трогать, щупать, сохранять. Безусловно, необходимы противоаварийные мероприятия, касаемые кровли, лестницы и некоторых других вещей. Промедление совершенно недопустимо».

Таких редких объектов 17 века в регионе единицы, рассказывают ученые. Наравне с Ангарской деревней похвастаться могут еще и «Тальцы». Там есть Казанская церковь, перевезенная из зоны затопления Усть-Илимского водохранилища, и Спасская проезжая башня Илимского острога. Башня Братского острога в музее стоит почти 40 лет. За это время памятник ни разу не ремонтировали. Крыша и лестница сгнили.

Архитекторы называют кровлю башни Братского острога пятым фасадом. Ведь от ее состояния напрямую зависит сохранность объекта. И если внешне деревянные конструкции всё еще держатся, то с проливными дождями уже не справляются.

Работы проводят по предписанию службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Специалисты составляют детальный план реставрации башни. Однако, чтобы вдохнуть в памятник новую жизнь, нужны немалые средства.

Максим Глушенко, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары: «Объект федерального значения должен реставрироваться в соответствии с федеральной программой. Есть такие средства, это вполне работает. Но, к сожалению, эта программа на данный момент уже не действует. И, поэтому, единственный способ спасти памятник на данный момент – это привлечение спонсорских денег. Потому что пока следующая программа начнет действовать, мы уже можем потерять объект».

В реставрации нуждается и усадьба Пастухова. Она строилась в несколько этапов. Так и называется - «дом-связь» с сенями. Там архитекторы тоже нашли почву для работы.

Игорь Пинайкин, кандидат технических наук, инженер проектной организации СИБНИПИ «Наследие»: «Проблема фундаментов – это раз. Их надо подводить, а, точнее, доводить до ума те, которые сделаны с некоторыми дефектами. Отчего и перекосило заднюю часть дома. Второе – есть проблемы с сохранностью крылец. Частично надо ремонтировать. Есть проблемы водоотвода. Надо будет исправлять балки, на которых держится потолочное перекрытие».

В соседней усадьбе сгнил деревянный настил. Теперь и там ходить стало опасно. На ремонт тоже нужны средства. Руководство музея рассматривает все варианты.

Елена Маржинян, директор Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары: «Это первый, очень важный шаг. У нас будет проектно-сметная документация, на основании которой мы уже сможем изыскивать денежные средства на реставрацию нашей федеральной башни и третьей усадьбы. Сколько понадобится средств, сложно сказать. Потому что эта цифра будет уже вытекать из сметы, которую нам предоставят иркутяне. Соответственно, мы уже дальше в этом ключе будем работать».

Готовый проект должен будет пройти экспертизу. И только после этого можно будет приступить к реставрации. Если не найдутся средства, редкие памятники будут утрачены.

Автор