От ралли до кросса. Кто стоял у истоков развития автоспорта в Братске

В субботу в Братске состоится настоящий праздник автоспорта. Зрелищные гонки развернутся на трассе «Сибирь» в 22 микрорайоне. До соревнований осталось несколько дней, полным ходом идёт подготовка. Мы решили подробнее рассказать об участниках грандиозного события. 

Игорь Калембет занимается автоспортом уже 30 лет. На счету гонщика звание чемпиона страны, награды всероссийских и международных соревнований. Братчанин помнит, как этот вид спорта в нашем городе превращался из любительского в профессиональный. Сначала было «ралли». Нарабатывали навыки на местных и областных соревнованиях. Гоняли на «ВАЗ-01», которую предоставлял ДОСААФ. 

Игорь Калембет, ветеран автоспорта Братска, чемпион России: «В начале 80-х годов три мальчика пришли в ДОСААФ на работу. Это Горбунов Игорь, Алексанов Вячеслав и Калембет Игорь. Когда поехали на Дальний Восток, Чемпионат Сибири и Дальнего Востока, то второе место заняли, и нам "Вихур" пятёрку прибалтийскую прислали новую, поехали везде кататься, так и началось».

В конце 80-х, когда появилась специализированная трасса, братчане сделали ставку на автокросс - более безопасную дисциплину. За годы заездов Игорь Калембет успел сменить несколько ВАЗов, была одна «Хонда». Но самом любимым до сих пор остаётся «ВАЗ-2108». Пилот принципиально не хочет следовать моде и давать название автомобилю. К этой машине отношение серьёзное.

Игорь Калембет, ветеран автоспорта Братска, чемпион России: «Были полёты на ней. То есть, Братский район я сверху весь увидел. Даже, когда летишь, ты всё равно думаешь о том, что надо приземлиться так, чтобы устоять, или как можно меньше было потерь, и сразу опять ехать. Потому что даже после нескольких переворотов автомобиля, если он удачно вдруг попал на колёса, он опять заведётся и опять поедет. Кузов с Англии, да, машина 08, но вот с Англии, поэтому кузов очень хороший. Я думаю, если бы она на экспорт не уходила, наверное она бы столько не прожила, потому что повидала она всего».

Пока эта жёлтая восьмёрка мало напоминает соревновательную. У неё даже нет дверей и капота, но как говорят спортсмены, за пять дней до выступления вид у неё вполне обычный. Время для решающих доработок – ночь перед гонкой.

Как признался гонщик, автоспорт уже стал частью жизни, от соревнований отказываться не собирается и в жёлтой восьмёрке даст фору конкурентам. 

Игорь Калембет, ветеран автоспорта Братска, чемпион России: «Она перед соревнованиями разбирается полностью, потом всё это расходные материалы, это всё уже в малярном цехе, новые двери, новые крылья, всё это красится, всё это одевается. Двигатель, всё проверяется, всё перепроверяется. Сколько его не проверяй - всё равно на один километр литр бензина он у меня съедает, поэтому сколько в нём мощности, никто не знает, и я никому не скажу».

Автор