«Дорога жизни» — так величают эту тропинку к железнодорожным путям члены двух гаражных кооперативов. Движение здесь и впрямь интенсивное: рукой подать до недорогих магазинов, да и на работу можно добраться быстрее.
Сергей Артамонов, член правления гаражных кооперативов «Прибрежный» и «Маяк»: «У нас здесь два кооператива: ГСК «Маяк» и «Прибрежный». В основном здесь присутствуют пенсионеры. Где-то около 600 гаражей у нас. Если они здесь ходить не будут, они вынуждены будут идти вдоль железной дороги до БАХа, а там переходить. Получается: или перейти поперёк 20 метров, или идти 400 метров вдоль железной дороги».
Ещё недавно спуск был довольно удобным — металлические лестницы, которые лет 20 назад установили гаражники, позволяли легко пройти к путям. Однако, в конце августа ступени пропали. Теперь на свой страх и риск горожане преодолевают «народную тропу», которая в одночасье стала полосой препятствий.
Запрещающие знаки людей не останавливают, а вот пересечённая местность хлопот прибавила. Некоторым пенсионерам уже довелось упасть.
Леонид Машаруев, член гаражного кооператива: «Я боюсь, потому что мне 80-ый год, я в мае перенёс инфаркт, и я не хожу просто так, а практически ползу. И пользуюсь, если так назвать «пшикалкой» под язык, потому что мне очень тяжело подниматься. Пожилым людям как ходить? Летом ещё, вы видели, как можно спускаться и подниматься, а зимой как? Поэтому мы настаиваем, чтобы администрация Братска в это дело вмешалась и понудила железную дорогу сделать настоящий хороший переход. Не виадук, а просто переход-настил с противоскользящим материалом».
Максим Машаруев, недоволен демонтажём лестниц: «Если это было сделано, действительно, железной дорогой, то возникает вопрос: «Решили ли они проблему безопасности?». Мне кажется, нет. Они только усугубили её, потому что люди, как мы видим, ходят здесь. Другое дело, что им во время гололёда не за что будет уцепиться: ни перил, ни просто элементарных ступенек».
Недовольные демонтажём братчане обратились сразу в несколько инстанций. Написали о пропаже лестниц в полицию, а также направили запрос в городскую администрацию и областное правительство. В ожидании ответа люди продолжают ходить привычной дорогой.
Единственный обходной путь — это виадук, который находится примерно в полукилометре от гаражных кооперативов. Однако, и отсюда напрямую к ним не попадёшь. Людям всё равно придётся идти вдоль железнодорожных путей.
Виадук — единственное санкционированное место перехода железнодорожных путей. Пересекая их по привычному маршруту, братчане вдвойне рискуют. Во-первых, нарваться на штраф в размере ста рублей. Во-вторых, получить серьёзные травмы или вовсе лишиться жизни. Последний аргумент стал главным для транспортной прокуратуры. Именно по представлению ведомства лестницы спилили.
Наталья Огаркова, старший помощник Братского транспортного прокурора: «Демонтированными лестницами активно пользовались несовершеннолетние. Вблизи этих лестниц в полосе отвода имели место факты травматизма, в том числе, смертельного. Согласно организационно-распорядительных документов ООО «РЖД», места размещения пешеходных переходов определяются комиссионно, с учётом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективы развития, по согласованию с органами местного самоуправления, администрации инфраструктуры населённого пункта и железнодорожного транспорта».
У братчан совместно с городской администрацией есть право обратиться к руководству «РЖД» с просьбой построить виадук в этом месте. Однако, окончательное решение останется за компанией.