Участники этнографической экспедиции привезли в Братск из Красноярского края редкую старинную одежду

За две недели они проехали почти тысячу километров и побывали в 11 деревнях. Участники этнографической экспедиции из Братска и Красноярска поработали в Богучанском районе. Ученые познакомились со старожилами и привезли в наш город редкие экспонаты.

Эта детская шубка уже выцвела, а мех местами потерся. Такую одёжку носили в поселке Гольтьявино Богучанского района на рубеже XIX и XX веков. Старожил Людмила Семеновна Колпакова передала в музей и два тулупа: из овчины и собачьих шкур.

А эта сатиновая рубаха сшита по традиционному крою, но с применением современных технологий. Вместо пуговиц — металлическая молния. Фонды музея пополнились и шерстяной рубахой из домоткани с костяной пуговицей, а также традиционными поясами. 

Если современные пояса носят только для красоты, то ещё век назад их использовали в качестве оберега. В старину даже говорили: "подпоясанного чёрт боится". Поэтому без этого предмета одежды даже на улицу не выходили.

Для Братска такие находки большая редкость, рассказывают музейщики. Ведь в Иркутской области все ангарские деревни пострадали от затопления, а на Нижней Ангаре они сохраняются почти в первозданном виде. Экспедицию удалось провести благодаря сотрудничеству городского музея с одним из ведущих научных центров в Красноярске.

Старожилы показали, как изготавливали топорища, удили щуку при помощи специального приспособления - жерлицы, и мяли кожу для будущей обуви или одежды.

Из экспонатов ученые нашли старинную глиняную посуду, лубяной саквояж с замочком, самодельную мышеловку, приспособления для охоты и рыбалки, топор 17 века и даже веревку, которую сделали из коры.

Удивили музейщиков не только предметы быта, но и уникальная архитектура. В избах сохранились глинобитные печи, расписные стены и мебель ручной работы. На постройках остались не тронутыми декоративные элементы.

Максим Глушенко, заведующий научно-экспозиционным отделом музея «Ангарская деревня»: «На коньках, на повалах изб вырезаны различные узоры, конские головы, орнаменты. До сих пор всё это сохраняется. Очень интересные традиционные крыльца самобытные, двухэтажные дома сохраняются. Причем, это не городской стиль, как у нас было влияние из Иркутска городского стиля, а там больше похоже на русский север. То есть, такой же традиционный дом с самцово-слежной конструкцией, но на 2 этажа, с глинобитными печами. Это малоисследованная тема».

На берегу реки участники экспедиции обнаружили редкие лодки-«ангарки». У них резко загнуты носы, а сделаны они из досок. В музеях таких экспонатов не найти. Учёные планируют перевезти их в Братск, но пока не хватает для этого средств. К тому же старожилы такую идею поддерживают.

Максим Глушенко, заведующий научно-экспозиционным отделом музея «Ангарская деревня»: «Ангарцы — это не просто такие русские, как и везде. Это своего рода субэтнос. То есть, у них очень много отличий. И вся эта культура гибнет, уничтожается постепенно: старики умирают, дома рушатся. И пока есть возможность, надо её изучать. Для нашего музея это, на самом деле, большое событие. Потому что последний раз музей истории освоения Ангары был на Ангаре ещё в советское время. То есть, это всё благодаря сотрудничеству с Красноярском».

Старинную одежду братчане увидят после реставрации. Ученые планируют возвести в музее под открытым небом купеческую усадьбу. Её соберут из построек, вывезенных из деревни Ёдорма, которая попала в зону Богучанского водохранилища. Этого события ждут уже 5 лет. Но для полного ансамбля не хватает двухэтажного амбара. В деревнях Братского района таких уже не сохранилось, а на территории Нижнего Приангарья их пока достаточно. Если появится финансирование, то их получится привезти в Братск. 

Автор