Падунский яхт-клуб готовится к грандиозному юбилею. 50 лет назад белые паруса впервые поднялись над водами Братского моря. Как зарождалось "морское дело" в Братске, и чем живёт парусный спорт сейчас? Водной романтикой прониклись Анастасия Червова и Алексей Корчеманов.
- В пятидесятилетний юбилей, как говорят сами яхтсмены, жизнь только начинается. К примеру, эту яхту планируют сбросить на воду уже в нынешнем сезоне.
«Мы с сыновьями строим, шкурим, делаем, ну, а жена приходит порядок наводить. Внучки подают инструменты, так и кричат: «Деда, что тебе подать?». Такой семейный у нас подряд», - рассказывает Николай Трухин, яхтсмен, член Падунского яхт-клуба.
Судна в современном Падунском яхт-клубе значительно отличаются от тех, что «ходили» по братским водам 50 лет назад. Как говорят яхтсмены, гладкое покрытие борта мягко скользит по волнам, тогда как их прототипы были тяжёлые и неуклюжие. Их делали на местном заводе КБЖБ, из железобетона. С тех лет здесь осталась яхта «Рысь». Строил её основатель Падунского клуба Алексей Гоголицын. Нынешние члены клуба, ветераны парусного спорта помнят, как всё начиналось.
«Это ещё в 70 годах, когда я первый раз на водно-спортивной станции сел, прокатился на яхте и просто заболел этими парусами. Потом мы с водно-спортивной станции перешли сюда в яхт-клуб. Нас пригласил Гоголицын Алексей Владимирович, чтобы объединить весь Падунский яхт-клуб, сделать единым», - вспоминает Николай Трухин, яхтсмен, член Падунского яхт-клуба.
Неподалёку от водно-спортивной станции, про которую говорит Николай, в 68-м году появилось ещё одно объединение «неравнодушных к парусам» - военно-морской лагерь «Варяг». Через 3 года основатель лагеря Фред Юсфин передислоцировал его на новое место.
«Как-то мы предприняли на шлюпках дальний поход, так называемый, из Падуна в район будущего Братского взморья. В пути настигла буря. И в это время нам по пути попалась бухта, очень такая живописная бухта в тайге. И мы, оглядевшись как следует, поняли, что здесь нам надо лагерь открывать», - говорит Фред Юсфин, основатель военно-морского лагеря «Варяг», почётный гражданин Братска.
Через лагерь "Варяг" прошло около 13 тысяч ребят. Многие из них затем служили на флоте и поступали в Высшее Тихоокеанское училище. Теперь в тихой правобережной бухте осталось лишь затопленное судно "Сибирь" , а на берегу - неживописные развалины. Лагерь закрылся в 2000-м году, а знамя и колокол "Варяга" хранятся в музее Братскгэсстроя в Падуне.
Секция для детей всегда существовала и в Падунском яхт-клубе. В последние несколько лет её деятельность поутихла. Но яхтсмены планируют вновь открыть набор для занятий парусным спортом.
«Но душа, конечно, понимает, что дети должны быть в яхт-клубе, дети должны быть с парусами, и паруса с детьми, иначе не будет развития. Как сказал один наш друг, член яхт-клуба Алексей Рыжов: «Пока есть паруса - у нас море, не будет парусов - у нас будет просто водохранилище»», - высказывается Константин Гультиков, президент Падунского яхт-клуба.
Море плохих людей не воспитывает, уверены яхтсмены. К тому же, в будущей секции смогут вырасти настоящие чемпионы. Членам клуба есть, чем гордиться и чему научить молодёжь. Спортсмены из Братска не раз становились победителями в регионе и призёрами за его пределами. А в советские времена братчане даже отваживались на дальние северные поездки - в Тикси и Диксон.
«Бывают и травмы, бывают и экстрим. На Братском море я, допустим, пока не построил яхту и не пошёл на гонку, не знал, что бывают на нашем маленьком, ну, или немаленьком море волны трёхметровые. Однажды попали в такой шторм, что волна перекатилась через 12-метровую яхту. Приходилось держаться за штурвал, чтобы не смыло за борт», - рассказывает Константин Гультиков, президент Падунского яхт-клуба.
Сейчас в яхт-клубе готовятся к полувековому юбилею. Поближе познакомиться с парусным спортом и присоединиться к празднику братчане смогут 15 июля [6+]. Здесь пройдут соревнования и праздничный концерт с красочным фейерверком в финале. А 21 июля стартует очередной этап Бурейской регаты. Итоги сезона подведут в конце августа.