Братчане обеспокоены: «хмельные» магазины всё ближе к детским учреждениям

БСТ

Вырастают, как грибы после дождя. Магазины, торгующие пенными напитками, стали появляться в Братске с ещё большей интенсивностью. Даже  вблизи образовательных учреждений. Не слишком ли близко к детям подобрались торговцы «хмельной радостью», и можно ли как-то повлиять на ситуацию, выясняла Ольга Фигура.   

Престижный лицей, два детских сада и … магазин по розливу пива. Раньше такое тесное соседство с учебными заведениями братчане даже представить себе не могли. Но вот она - реальность. "Сияет" свежеизготовленной яркой вывеской. 

«Я считаю, что такие вот заведения не должны находиться рядом с учебными заведениями, рядом с детскими садами. Кроме того, у нас здесь есть университет. Единственное высшее учебное заведение города Братска. То есть, иногородние студенты приезжают, они что первым делом видят?» - высказывается Елена Рудых, мама ученицы лицея №1.

«А, давай, зайдем, а, давай, попробуем. А чего? Никто ничего не видит, родители далеко. С этого всё начинается», - говорит Лариса Блуднева, мама ученика лицея №1.

Тем не менее, магазин располагается  рядом с лицеем  на вполне законных основаниях, поясняют в городской администрации. 

«Постановлением администрации муниципального образования г.Братска определены значения расстояния до границ прилегающих территорий к объектам, это школы, детские сады. Если у учреждения имеется граница - то это 20 метров, то есть, замер происходит. Если отсутствует обособленная территория - то 30 метров», - поясняет Татьяна Залесова,  главный специалист отдела разития торговли и сферы услуг комитета экономического развития администрации г.Братска.

В 2013 году распоряжением Правительства РФ 1425  право определять расстояния между торговыми и социальными объектами передали муниципалитетам. Вначале был обозначен радиус 100 метров. В 2014 его сократили до 50.  А в 2016 - до 20 метров, если здание обнесено забором, и 30 - если такового не  имеется. 

Мера была вынужденной, поясняют специалисты. Запрет на продажу алкоголя затрагивал интересы имеющих лицензию предпринимателей. А "кошмарить" малый бизнес, как мы знаем, не надо. 

«Участие нашей службы получается только в том, что нам направляется уведомление. То есть, мы данный объект ставим на контроль. И, согласно закона 224, можем проверить его только после трёх лет истечения. А так как это, в основном, малый бизнес, сейчас им каникулы продлили до 2018 года, и, возможно, еще дальше продлят. Поэтому работает до первой жалобы», - комментирует Алексей Пережогин, руководитель Управления Роспотребнадзора по Иркутской области.  

В прошлом  году  Иркутская область оказалась на втором месте по алкоголизации населения. Итог подвели в региональной общественной палате  - теперь на 330 человек населения приходится 1 торговая точка. Это в два раза больше, чем в соседних регионах. 
 
Пока всевозможные ведомства анализируют статистику  и данные о состоянии здоровья жителей области, пивной бизнес процветает. С начала 2017 в Братске появилось около сотни новых магазинов, торгующих пивом на розлив. В основном, они  расположены в жилых домах. 

«Функционирование этих объектов доставляет жителям большое количество неудобств. Это разгрузка-погрузка кег, громкие разговоры покупателей. И прочие явления, которые вызывают вплоть до нарушения общественного порядка.  В связи с этим у нас назрела необходимость принятия нормативного акта на областном уровне, чтобы ограничить или запретить вообще реализацию пива в розлив в жилых домах», - говорит Татьяна Залесова, главный специалист отдела развития торговли и сферы услуг комитета экономического развития администрации г.Братска.

На прошлой неделе власти Братска направили письмо на имя губернатора Иркутской области с просьбой повлиять на ситуацию с пивными магазинами. И, возможно, пересмотреть порядок определения расстояний от торговых точек до социальных объектов.

Того же  добиваются и общественники. Своими методами. Каждую неделю представители проекта "Трезвые дворы" устраивают рейды. Выпивающим на улице братчанам рассказывают, что это нарушение закона, и вручают листовки.   

«На всех влияет привычка эта. Все попадают в эту струю благодаря пропаганде алкоголя. Со всех сторон. В том числе, и магазины, и фильмы, и СМИ, и всё это. Пьют на детских площадках, на лавочках, и дети тут же бегают. И их, и другие дети. И они берут с этого пример. Всё это начинается с детства. И тут же магазины в их доме, где они живут и работают. В их доме. И не один, как на Мира там», - высказывается  Михаил Горбик, руководитель проекта "Трезвые дворы".

А будут ли люди меньше пить, если запрет на продажу пива в жилых домах всё-таки введут? Мнение опрошенных нами на этот счёт братчан  оказалось довольно скептическим. 

- Русские? Меньше пить? Нет!
- Русский народ не будет меньше пить. Ну, возьмите, вчера праздник был, а всё равно, как они ходили пьяные, так и ходят. Находят, хоть и магазины не продают. 
- Я сам приезжий, и не совсем это хорошо, что на главной улице… Удивлен был крайне, что всё так открыто и доступно для молодёжи.   
- Народ мы такой, братский. Вообще, русский, будем говорить. Давайте вспомним историю. Сели кушать - обязательно стопочку, правильно? Это у нас в крови, скорее всего. 
- Чем ещё заняться в Братске? Такая тенденция - пить пиво…

Автор