Братские умельцы продолжают восстанавливать Падунский МАЗ. И даже нашли ему друзей

БСТ

Когда МАЗ-205 вернут на постамент в Падунском округе? Этим вопросом на форумах и в социальных сетях задаются братчане. Машину, 20 лет назад ставшую памятником первостроителям, убрали для реставрации в октябре 2015. Где она находится сейчас, и какова дальнейшая судьба раритетной техники, знает Ольга Фигура. 

Снаружи - машина, а внутри - одно название. Таким больше года назад увидели старинный МАЗ-205 неравнодушные к технике и к истории Братска люди. И забрали машину с постамента. За пару месяцев специально к юбилею города не только спасли технику от разрушения, но и смогли вдохнуть в неё вторую жизнь. В декабре 2015 МАЗ проехал по улицам города. И вновь исчез из виду. 

- Вот, всё выгибалось. Всё вручную выколачивалось. Сейчас и специалистов таких не найти, чудом, что есть еще. Вот, все механизмы еще есть. 

Уехал  раритет недалеко - в гараж на реставрацию. Здесь у МАЗа вместо сгоревшей появилась новая кабина, стёкла, руль, мотор и масса мелких и важных деталей. Искать их на технику, выпущенную в 1965 году - оказалось почти непосильной задачей. Но неравнодушые люди решили восстановить машину полностью.  

«Такие машины редкость не только для Братска, но и для Иркутской области. Это вообще редкость для всей нашей страны. В поиске деталей каких-то обращаемся - нет таких машин. Практически нет. Люди тоже должны понимать. Либо мы её возвращаем в каком виде она есть, и через 10 лет её не станет, потому, что её скорее всего заберут, сдадут в металлолом и всё. И мы потеряем навсегда эту машину. Либо мы её восстанавливаем, делаем живой эту машину, она может принимать участие в жизни города. И тогда уже решим, куда её поставить», - рассказывает Олег Попов, восстанавливает МАЗ-205.

Инициаторы реставрации МАЗа заверили - из города машина никуда не денется. А станет постоянным участником пробегов раритетных авто и торжественных парадов. Как выяснилось, совсем не в гордом одиночестве. Около десятка человек в Братске собственными силами собирают подобные машины 60-70 годов. 

«Наша работа, во-первых, связана с техникой повышенной проходимости. Ну, и соответственно, если мы любим старые машины, то мы нашли такую старую машину. Нашли её в соседней деревне. Месяца три назад. Как оказалось, процентов на 80% убитая и сгнившая. Целая только рама была. Всё остальное восстанавливаем», - делится Николай Гусев, восстанавливает раритетные машины. 

За глухими воротами частных гаражей скрывается история Братска. Из железных остовов братские "Кулибины" заново собирают технику, аналогов которой сегодня не существует. Говорят, занятие это - для души. И для потомков. 

«Собрали МАЗа, собрали ЗИЛ-164, начали ЗИС-151 собирать. Вот «ГАЗушка» - надо будет платформу деревянную поменять. Потому, что если МАЗ-205 будет выезжать на мероприятия, одна машина - ей будет одиноко. Поэтому есть такая цель - воссоздать линейку грузовиков, которые принимали участие в строительстве города, поэтому гамма разная - будут «ЗИЛы», будут «МАЗы», будут «ГАЗушки»», - говорит Сергей Чулков, восстанавливает раритетные машины.  

Любители раритетной техники сообща планируют собрать около 10и грузовиков. А если повезёт с запчастями, то на автопробеги будет выезжать ещё больше техники. Чтобы братчане знали историю не только по картинкам, но и могли прикоснуться к ней в буквальном смысле. 

Автор