В гости к соседям: жительница Куватки украшает интерьер текстилем ручной работы

Ажурные салфетки и занавески,  белоснежные наволочки с набивным рисунком. Эксклюзивным текстилем в своих домах могут похвастать жители Куватки. Автор изделий - местная мастерица. Секретами техники ришелье в рубрике в "Гости к соседям" она поделилась с нашей съемочной группой.

"Когда этот рисунок сведёшь, уже потом пяльцы надеваешь, вот на пяльцах. И уже тогда садишься за машинку, сначала вот этот цветочек", - говорит Зинада Карпенко, мастерица.
 
Использовать толстые нитки и не жалеть их, чтобы стежки были более объёмными. Советы Зинаиды Александровны кажутся простыми. Но на деле техника ришелье требует ювелирной точности  и огромного запаса терпения. 
 
"Вот этот цветочек сначала надо вот так обойти. Обшить его. А потом вырезать. Когда обошьешь. После этого тогда наметаешь сеточку. Сеточку и звездочки делаешь, как я сделала здесь. Когда вот это всё выбьется, потом нужно снять вот эти кромочки и постирать. Но постирать нужно крахмалить. А потом когда прокрахмалишь и высохнет, потом нужно вырезать. А потом уже готовый товар, как говорится", - поясняет Зинада Карпенко, мастерица.
 
Зинаида Карпенко, или баба Зина, как зовут её местные, в Куватке мастерица известная. И вяжет, и прядёт, и вышивает. Тонкому искусству научилась в Узбекистане, где прожила 35 лет. Правда, постичь технику ажурного шитья пришлось не от хорошей жизни. В 1977 на заводе Зинаиде Александровне отрезало ногу и она осталась без работы. 
 
"Соседка женщина жила, она занималась всю жизнь вот этой выбивкой. Она зарабатывала. Она в войну выживала. И вот она меня шить научила. Она меня и выбивать научила, я стояла месяц на костылях. В окошко - она выбивает, а я смотрю. Она говорит - ты, Зина, устала. А я  - нет, тетя Вера, не устала. А сама конечно устала, на одной ноге постой-ка. А эта отекает, культя то. А я всё равно стою. Потому думаю - нет, я буду", - рассказывает Зинада Карпенко, мастерица.
 
В 2003 Зинаида Алекснадровна вернулась в Братский район. С целым чемоданом переводных рисунков и рулонами натуральных тканей. За последние годы она трижды учавствовала в выставках в Иркутске. И всегда занимала первые места. Желающих освоить непростую технику в Куватке и за её пределами хватает. Но вот помочь потенциальным ученикам баба Зина пока ничем не может. Служившая многие годы Подольская швейная машина сейчас неисправна.
 
Бабушка верит, что возможность вышивать эксклюзивные салфетки и учить искусству других ей ещё предоставится. Главное, машинку починить. А переводных рисунков для будущих изделий хватит на всех.

Автор