Ретро-поезд собирает туристов на станции отправления - Слюдянка. Во главе состава - паровоз 1954 года выпуска. Его специально для этого туристического проекта привезли из Троицка Челябинской области, где его ремонтировали после многолетнего использования. Для того, чтобы паровоз преодолел весь запланированный путь, в него загрузили 18 тонн угля. Машинисты, раньше водили только электровозы, но чтобы управлять этой махиной, прошли специальное обучение и переквалифицировались.
"Постоянно следить за давлением пара, вот он главный манометр, чтобы всегда был пар, чтобы всегда была вода в котле, вот она вода. За этим надо следить, и, естественно, за дорогой тоже смотреть, потому что камнепады часто бывают", - поясняет Владимир Семдянкин, машинист паровоза.
Кругобайкальская железная дорога, построенная в начале прошлого века, это не только 260 километров рельсов, но и уникальный памятник инженерного искусства. 38 горных тоннелей, 16 каменных галерей, 470 виадуков и 280 подпорных стенок - и всё это сделано руками ссыльных.
"Почему это галерея, а не тоннель? Она не пробита сквозь скалу, а пристроена сбоку. Сооружение, которое защищает путь от падения камней, а путь шёл там, где тропа - самый первый путь построен к 1905 году", - рассказывает Людмила Хачатурян, экскурсовод.
Скорость состав развивает не большую - 25 км в час, чтобы успеть остановиться в случае камнепада. А заодно туристы успевают сделать бесценные кадры. Вокруг - дикая природа, популярность которой среди иностранных туристов с каждым годом только растёт.
"Мы хотим сделать двухдневные туры выходного дня, когда туристы будут отправляться в пятницу вечером и возвращаться в воскресенье вечером в Иркутск. С ночёвкой на Байкале, будем организовывать пикники, фольклор, интерактивные программы", - говорит Наталья Артамонова, начальник коммерческого управления "РЖД-тур".
Пока же программа ретро-поезда длится всего несколько часов. На конечной станции, в порту Байкал туристы пересаживаются на теплоход, а на берегу - в автобус до Иркутска. На следующий день по обратному маршруту отправляется новая группа желающих погрузиться в историю Сибири.