- В своё время Правобережная администрация выделила предпринимателю участок земли, на котором тот утилизировал отходы деревообрабатывающих предприятий за определённую плату. За годы бизнеса гора опилок разрослась, вышла за границы отведённой территории, что горизонта не видно.
Год назад в похожих обстоятельствах сам директор предприятия за рулём бульдозера пытался справиться с тлеющими очагами. Но спустя месяц природоохранная прокуратура предъявила ему претензии. По мнению надзорного ведомства, своей деятельностью предприниматель нанёс ущерб окружающей среде и почве. Суд оценил этот ущерб в 18 миллионов рублей. Деньги должны пойти на ликвидацию свалок древесных отходов на Правом берегу. Помимо той, которой занимался "Фарватер", их в округе немало и все - нелегальные.
"Процесс размещения отходов деревообработки на сегодняшний день в Братске до конца не решён. Проверки, которые мы проводим совместно с администрацией Братска, показали, что ни на одном предприятии, которые занимаются этой деятельностью, не налажен учёт в области обращения с отходами", - комментирует Дмитрий Петренёв, братский межрайонный природоохранный прокурор.
Как рассказал экопрокурор, все предприятия деревообработки обязаны найти законный способ утилизации отходов. Сжигать, перерабатывать или сдавать в переработку. На сегодняшний день с несколькими юридическими лицами идут суды о привлечении к ответственности. Убрать уже имеющиеся залежи опилок должны городские власти, а это миллионные расходы, с которыми администрация справиться не в состоянии.
Это производство топливных гранул - пеллет. Тонну такого продукта получают из целого КаМАЗа опилок. В цивилизованных странах это экологичное топливо давно обрело популярность. В Братске местный предприниматель занимается превращением опилок в пеллеты порядка двух лет. Но с апреля предприятие стоит, а на складе пылятся сотни тонн произведённого продукта.
"На сегодняшний день нет потребителей, то есть не создан рынок топливных гранул в Иркутской области. Очень большая составляющая расходов - это транспортировка. Есть спрос в Южной Корее, в Европе. Но стоимость перевозки в два раза выше стоимости гранул", - поясняет Григорий Воронцов, предприниматель.
Для сжигания пеллет нужны специальные котлы. Григорий Воронцов как-то предложил за свой счёт оборудовать таким один из детских садов, который отапливается от собственной котельной. Но руководство учреждения энтузиазма не проявило.
- Пока не будут созданы какие-то условия для реализации пеллет, в том числе помощь города, области в создании этого рынка - проблема не решится.
- Хотя бы со стороны администрации должны быть какие-то шаги о переводе части котельных на данный вид топлива. Решится две проблемы: это удешевление получаемого киловатта – раз, второе - проблема экологическая.
Найти общий язык с городскими властями предпринимателю ещё предстоит. А пока опилки на свалках продолжают тлеть.