Учёные Приангарья провели этнографическую экспедицию в Братском районе

Сотрудники музея "Ангарская деревня" совместно с этнографами из Иркутска посетили ряд деревень Братского района. Оттуда привезли редкие предметы быта и встретились со старожилами, которые до сих пор поют местные обрядовые песни. Об итогах фольклорно-этнографической экспедиции расскажет Мария Глушенко.

Your browser doesn't support HTML5 video.

- У меня не получается. Как Вы скосили? Что я не так делаю? - А я свободно держу и всё! - Я же тоже кошу 20 лет, почему же у меня не получается?  

Павел Васильевич Мальков из Кобляково в свои 84 года с лёгкостью управляется с косой. Рассказывает, что в молодости мог осилить гектар травы всего за 4 дня. И показал гостям, как правильно заготавливать сено и отбивать молотком литовку со всеми хитростями. В этом же посёлке учёные из Братска и Иркутска обнаружили старинные дома, остатки мельницы и встретились с носителями местного фольклора. Записали традиционные песни.

"Удивительно, что мы эти песни нашли. Потому что думали, что такие песни уже утрачены. Они с подголосками, так как пели именно в то время, до войны, до революции. Песни эти, Дора Николаевна говорит, она пела с самого детства, а научила её петь ещё её бабка. А бабка у неё 1865 года рождения была", - рассказывает Оксана Костык, младший научный сотрудник музея "Ангарская деревня". 


За четыре дня учёные объездили три посёлка: помимо Кобляково побывали в Дубынино и Анчириково. В последнем нашли редкую глинобитную печь 1924 года. В музей под открытым небом вернулись не с пустыми руками.


"До затопления Братского водохранилища было много мошки. Кто был на водоразделах на Нижней Ангаре, тот знает. Поэтому носили вот такие личинки. Сетку плели из конского волоса, а вокруг шили из ткани", - рассказывает Максим Глушенко, заведующий научно-экспозиционным отделом музея "Ангарская деревня".

Ещё одну ценность представляет домотканый половик. Основное его отличие от стандартных "полосатых" - это геометрический узор. Техника - закладное ткачество. Такой орнамент был распространён во многих областях страны. А эта одежда - охотничья. Довоенную тужурку из сукна и драпа и масхалат - для маскировки зимой в лесу - передал в музей 90-летний житель Кобляково. В комплект к верхней одежде - кожаные сапоги под названием ичиги и ряд охотничьих предметов.


"Вот важный охотничий атрибут - это жучера. Тут так называли раму-понягу, то есть приспособление для переноски вещей. Вот такой сучок сымитированный нужен был для того, чтобы переносить ружьё. А вот этой верёвочкой привязывали пушнину. Здесь сохранились инициалы: Погодаев Егор Егорович. И отец его Егор Романович", - говорит Максим Глушенко, заведующий научно-экспозиционным отделом музея "Ангарская деревня".

Егор Погодаев поделился с "Ангарской деревней" и семейной реликвией - удостоверением на получение льгот бывшим красногвардейцам и красным партизанам. Документ принадлежал его отцу - Егору Романовичу, который состоял в партизанском отряде знаменитого Бурлова в период с 1919 по1920 год. Даже фотокарточка сохранилась.
- Этот предмет из посёлка Дубынино. Сделан из лозы и соломы. С виду - обычная корзина. Но на самом деле это ничто иное, как хлебница. Выпечку делали на всю семью на неделю вперёд. Сложно представить, сколько здесь буханок поместится.


Деревянный шкаф с элементами жостовской росписи, старинный сундук и огромный чан, в котором варили пиво на всё село Дубынино, и другие редкие экспонаты теперь тоже пополнят фонды музея. В ближайших планах у сотрудников - посетить другие деревни Братского района и сделать ещё ряд ценных находок.

Автор