Летопись: история создания картинга в Братске

Мы написали очередную главу "Летописи братского спорта". В новой серии нашего проекта мы расскажем о картинге. Партнёр проекта - "Группа Илим".

Your browser doesn't support HTML5 video.

В 1962 году первоклассник Витя Ларионов в "Пионерской правде" увидел фотографию школьника, мчащегося на маленьком гоночном автомобиле. Прошло 10 лет и свою детскую мечту - собрать карт своими руками, Виктор воплотил в жизнь. Именно его считают родоначальником, отцом, а по возрасту и "дедушкой" этого вида спорта. В "конструкторское бюро" вошли также учитель труда и несколько помощников. В 1972-ом самодельный гоночный "болид" без кузова явили широкой публике.

"Первый запуск у нас был в спортзале и вышел курьёз - на первом торжественном пуске, когда собралось полшколы, он поехал назад, мы не рассчитали вращение двигателя", - рассказывает Виктор Ларионов, картинг стал делом его жизни.
 
Когда карт поехал в нужном направлении, история вынужденно "взяла паузу". Виктор Ларионов ушёл в армию. По возвращению "загорелся" очередной идеей - специальной трассой для гонок. К тому времени в распоряжении братских спортсменов было 4 боевых гоночных карта.

"Нам предлагали разные варианты, был вариант возле "Падунских Порогов", когда не было ещё 7-го микрорайона, можно было построить картодром, но окончательное место было выбрано здесь, и мы не ошиблись, все остальные площадки оказались неперспективными, картодром пришлось бы ликвидировать", - говорит Виктор Ларионов, инициатор появления картодрома в Братске.

Миновал очередной "десяток" лет и вновь знаковое событие. В 1982-ом на новеньком братском картодроме "Ангара" состоялись первые соревнования. Наши картингисты набирались опыта и мастерства. И в последний год существования Союза "доехали" до медалей чемпионата страны. Александр Миньков на почти таком же раритете стал третьим на соревнованиях в Латвии.

"Вот эти картинги, на них 20 лет назад мы ездили, они в то время считались хорошей техникой. Тут "минский" двигатель, 12 "лошадей", после форсировки он выдавал 20 "лошадей", это мы всё делали своими руками, покупали запчасти", - вспоминает Александр Миньков, в 1991 году стал мастером спорта СССР.

В 1992-ом братчане буквально прогремели на всю страну. В Мытищах команда наших картингистов стала сильнейшей по итогам 6-этапного чемпионата России.

"Была действительно гордость, что благодаря картодрому вырастают хорошие гонщики, мы объехали Курск, Питер, Москву, все спрашивали: "Вы откуда?" - рассказывает Людмила Быстрова, стала судьей всесоюзной категории в день распада Союза, 19 августа 1991 года.

Далее результаты пошли на спад: в 1993-ем - братская команда на чемпионате России стала второй, в 1994-ом, проделав путь через всю страну, вообще не была допущена до соревнований. Началась так называемая "гонка вооружений". Побеждали те, кто владеет самой современной, а значит и самой дорогой техникой.

"Это раньше мы ездили, пока не развалится, сейчас у каждой запчасти есть свой ресурс, лимит, если хочешь выиграть, то нужно менять", - считает Виктор Ларионов, знает "цену" победы.

При всей своей кажущейся простоте картинг - серьёзный вид спорта, говорят ветераны. Нужны крепкие руки, стальные нервы, молниеносная реакция. Можно, конечно, "сесть и поехать", только результата в этом случае ждать не стоит.

"Физическая подготовка очень нужна, буквально 5-7 кругов и руки отказывают, через 10 кругов уже "дыхалка" сдаёт. Все пилоты "Формулы-1", тот же Шумахер, Ален Прост и другие, все они прошли эту школу", - говорит Александр Миньков, ветеран братского автоспорта.

Шло время и в 2002 году произошло очередное знаковое для братского картинга событие. Слова известного шоумена и спортсмена Николая Фоменко в нашем городе многие помнят до сих пор.
 
"Я считаю, что Братск нужно сделать столицей картинга России и проводить чемпионаты страны здесь", - говорит Николай Фоменко.

Было время, когда братские картингисты "ушли в тень" - никуда не ездили, просто не было техники. Но нашлись инициативные родители и перспективные гонщики. Появилась команда "Новое поколение". Уже на протяжении нескольких лет с этапов Кубка Сибири братчане привозят трофеи "килограммами" и "оптом". И в регионе нашим картингистам уже тесно.

"В 2009 году я стал чемпионом Кубка Сибири и уже 5 лет езжу, всего у меня 46 медалей, Кубков может быть", - рассказывает Алексей Масиков, хочет уйти в автокросс, но продолжать гонять на карте.

В 2011-ом на братском картодроме впервые за продолжительное время заменили асфальтовое покрытие. Гоняться стало безопаснее и комфортнее, даже на прокатных картах.

"Поворот 180, здесь надо сначала оттормозиться, а в середине поворота уже нужно давать газу. Сильно на поворотах нужно не открываться, потому что тебя можно объехать по внешнему радиусу. Нужно всё время ехать по траектории, потому что скорость будет больше", - объясняет Алексей Масиков, может проехать по трассе почти "с закрытыми глазами".

В 2012-ом на картодроме побывал губернатор Иркутской области. Сергей Ерощенко признался, что такой уровень организации, пожалуй, можно увидеть только в Европе. Заручившись поддержкой первого лица Приангарья, на картодроме приступили к осуществлению планов. Главной мечтой была и остаётся школа картинга со стоянкой, столовой и гостиницей для приезжих гостей-соперников.

"Картодром - это тоже дом, а пустая площадка без помещения, она служит только наполовину, поэтому наша мечта достроить детскую школу картинга, чтобы могли в любое время года и погоду проводиться соревнования", - высказывается Виктор Ларионов, директор ДЮСТШ Братска.

Ещё одна мечта руководства спортивно-технической школы - музей. В существующем зале славы все экспонаты уже не помещаются, хотя показать есть что. А сейчас у картингистов - "горячая пора". Кубок Сибири накануне стартовал в Шушенском, а второй этап примет Братск в начале июля.
Автор