Летопись спорта: "Формула-1" на льду

Его часто называют "Формулой-1" на льду и самым быстрым парусным средством передвижения. В следующей серии проекта "Летопись" речь пойдёт о буерном спорте. Партнёр проекта - "Группа Илим".

Your browser doesn't support HTML5 video.

Братск - город морской, но далеко не сразу местные жители оценили пригодность водохранилища для зимних гонок под парусом. Первооткрыватели буерного спорта вышли на лёд больше 40 лет назад.

"В Братске буерный спорт начал развиваться с 1972 года, с 1976-го по 1980-ый было у нас его неплохое развитие", - говорит Валентин Титаренко, занимается буерным спортом больше 40 лет.

С течением времени буерный спорт становится достаточно известным в области. В 1988 году состоялся Кубок Байкала. Позже эти соревнования неоднократно проходили в Братске. Кроме этого, со времён Союза и вплоть до 2000-ых в "наших краях" 5 раз проходил чемпионат России, Кубки Азии и множество других соревнований. К нам ездили буеристы из Владивостока, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов. Братчанам удавалось конкурировать с гонщиками из других регионов, в юниорском возрасте.

"Если ветер сильный, то можно сразу после разгона сесть максимально глубже в корпус, "добрать" парус, чтобы он был плоский и идти по курсу. В основном, мастерство - это от регулировки паруса устаёшь, буквально 4-5 гонок и вымотанный, как будто весь день бегал, драйв хороший, адреналин в крови бегает", - рассказывает Никита Тимофеев, чемпион России среди юниоров по буерному спорту, кандидат в мастера спорта.

Пока молодёжь добивалась успехов на российских соревнованиях, братчанин Валентин Титаренко успел стать региональным командором. Звание это не присваивают, премий за него не дают. Но его можно заслужить - преданностью буерному спорту на грани фанатизма.

"Меня выбрали командором представители Новосибирска, Владивостока, Красноярска и Братска. Выбирают человека, которому полностью доверяют, которого слушаются, который говорит, что надо делать и так всё делается. Твоё слово является законом для основной массы буеристов", - говорит Валентин Титаренко, региональный командор.

Многие молодые гонщики пришли в буерный спорт из парусного в начале-середине 2000-ых. Но даже сейчас, по прошествии десятка лет, свой выбор некоторые объясняют с трудом.

"Отключаешься полностью, ты сливаешься с буером, со своим снарядом, мыслей никаких нет. Необычность, скорость, экстрим, что людей цепляет в горных лыжах, в сноуборде, сложно объяснить, нравится просто", - высказывается Михаил Короткевич, летом "ходит" под парусом по воде, зимой гоняет на буере.

Многие называют буерный спорт "Формулой-1 на льду". Накопив большой опыт, братские ледовые гонщики разделяют справедливость этой фразы. Буер, однозначно, - самое быстрое парусное средство передвижения.

"Скорость буера может достигать 130 километров в час и при отсутствии механического тормоза это довольно опасно. Я разгонялся до 90 километров в час, по крайней мере это зафиксировал GPS", - рассказывает Михаил Короткевич, кандидат в мастера спорта.

"В том году у меня была авария, в меня врезался московский гонщик, сломал мне ногу", - говорит Никита Тимофеев, сейчас полностью восстановился от травмы.

В 2011-ом Братск потерял статус областной да и региональной "столицы" буерного спорта. Кубок Байкала переезжает на свою "историческую родину", на лёд "Священного озера", братчане от роли "принимающей стороны" переходят в разряд соорганизаторов. С каждым годом соревнования приобретают всё большую популярность. Самым массовым и представительным стал Кубок этого года. В Восточную Сибирь пожаловали гонщики из США, Польши, Германии, Швеции, Финляндии. 

"В Кубке Байкала 2013 принимало участие два чемпиона мира, Рон Шерри - пятикратный чемпион; немец, забыл фамилию, - трижды чемпион Европы. У них какая проблема - лёд встал, снег выпал, дождь прошёл, потом всё растаяло, у них лёд 5-6 сантиметров считается нормой, и когда они видят такой лёд, они просто падают в обморок", - говорит Валентин Титаренко, участник "Кубка Байкала-2013".

Братчан в числе призёров "Кубка Байкала" не оказалось. Как пояснили сами спортсмены, сказалось отсутствие международного опыта, да и в так называемой "матчасти" слишком велика разница. То, что в России зачастую собирают в гаражах, за границей поставлено на другой уровень.

"Сейчас мачты новые пошли, очень гнущиеся, по-другому работают, современные материалы применяются, космические технологии, в полном смысле слова. Ребята, которые делают мачты, они работают в Америке в NASA", - рассказывает Валентин Титаренко, не смог подсчитать, сколько он сменил корпусов.

В Братске уже два года не проводятся массовые гонки на буерах. Вот и в минувшие небесная канцелярия "была против" даже пробных заездов - стоял почти полный штиль. Тренерских ставок нет, но энтузиасты по-прежнему "активничают". Часами зимой пропадают в гаражах, чтобы познакомить подрастающее поколение с этим видом спорта. 

"Меня привёл сюда Алексей Владимирович, тренер по яхтам, мы сначала делали эти буеры, с начала декабря первый раз выехали на лёд", - говорит Паша, начинающий буерист.

Несмотря на все негативные моменты, у представителей буерного спорта появилось стремление "жить и работать". Опять же, Кубок Байкала, который стал историей, не прошёл даром.

"Нас персонально пригласил командор Польши Юрек на чемпионат Европы, собираемся ехать на следующий год в Польшу", - делится планами Валентин Титаренко, мечтает провести чемпионат мира на Байкале.
Автор