Этому парню всего 14 лет, но в специализированном алкогольном супермаркете водку ему продали.
На этот эксперимент мы отправились вместе с иркутскими специалистами центра контроля качества. Они уверяют: в регионах настолько слабый контроль, что приходится выезжать в рейды самим. Первые попавшиеся бутылки тут же проверили по базе Росалкогольрегулирования. Результат шокирует: акцизы не соответствуют заявленным, крепость и объём напитков занижены, то есть продавцы пытаются сэкономить на налогах.
"Сегодня вы выдели: из пятнадцати проверенных бутылок совпали с базой данных РАРа только три. Помимо того, что эта продукция контрафактная либо имеет признаки подделки, это ещё нужно будет проверять через экспертно-криминалистический центр, вы выдели, чего мы в этой бутылке наблюдали. Мы её потрясли эту бутылку, а там как новогодний шарик переливаются и светятся осколки стекла, то есть это опять же недобросовестность производителя", - говорит Инга Колесова, генеральный директор ОГУП "Центр контроля качества" (г.Иркутск).
С некачественной продукцией по всей России борются и так называемые "народные контролёры". Опыт уже вовсю перенимают в Братске.
"По тем фактам, которые мы выявляем, по протоколам и по разговорам с несовершеннолетними, которые говорят, что там и там продают, мы подаём данные милиции и делаем совместные рейды. Каждый месяц мы подаём информацию в милицию - порядка 9 точек, плюс-минус", - сообщает Юлия Рубцова, инспектор Центральной комиссии по делам несовершеннолетних Братска.
Однако в городском комитете потребительского рынка считают, это сизифов труд! После того как отменили обязательную сертификацию, жалобы на некачественный алкоголь и продукты питания измеряются сотнями. Но проверить торговую точку у нас можно только раз в три года:
"Известный закон о том, что не нужно "кошмарить" бизнес, он обернулся как раз "кошмариванием" потребителя, который покупает этот товар, то есть простого гражданина. Очень много продаётся продукции не сертифицированной, без лицензии. К сожалению, если даже мы можем поймать их, мы не имеем права проводить проверки. Проверяет только милиция. А милиция даже если проверит и поймает ИП, штраф им наложат по минимуму - 3 тысячи, если фирма - это будет 30 тысяч", - комментирует Владимир Дорошенко, председатель комитета потребительского рынка администрации Братска.
Повышать штрафы на федеральном уровне пока не собираются. А тем временем братчане всё чаще находят в продуктах сюрпризы - например, светящиеся кристаллы в рыбе или птичий помёт в хлебе.
- Сколько бы контролёров не было, самым заинтересованным остаётся потребитель. Поэтому нужно помнить о простом правиле - смотри, что берёшь! Например, вот эти голубцы продавались без упаковки. Мы спросили, кто производитель. Продавец ответила, что товар местного производства, хозяйка павильона сказала, что голубцы новосибирские. Никакого сертификата нам не предоставили. В этом случае уже стоит отказаться от покупки. Ради эксперимента мы купили пару голубцов, один даже сварили. На вид сносно, на запах - отвратительно! Сомнения - также не в пользу товара, значит, лучше не есть это. Второй экземпляр мы отдадим в лабораторию.
Однако дотошный покупатель один в поле - не воин! В Приангарье объявили добровольную сертификацию! Активным и добросовестным производителям даётся Байкальский знак качества. Вот такие наклейки должны появиться на тщательно проверенных товарах по всему региону. В соседнем Красноярском крае подобный опыт - уже привычное дело. Там значок добровольной сертификации практически у всех местных производителей. Здесь же уже год работает специальная лаборатория по контролю за ГМО.
"Для того, чтобы защитить нашего потребителя от некачественных продуктов, а производителя от недобросовестной конкуренции, мы должны иметь на руках доказательства, что у нас в крае есть качественные продукты, а из-за границы нам под видом говядины шлют мясо кенгурятины, или овощи с фитогормонами", - Михаил Гладышев, заместитель директора института биофизики (г.Красноярск).
В Братске таких современных лабораторий нет. Главные контролёры местных торговых точек - Роспотребнадзор и Центр гигиены и эпидемиологии. Здесь ежегодно выявляют самые опасные группы продуктов: на первом месте "молочка", на втором - овощи, фрукты и кондитерские изделия, на третьем - мясо, рыба, колбаса и консервы. Очень часто братчане жалуются на них лишь спустя несколько дней после отравления.
"Желательно, конечно, приносить продукцию с упаковкой, чтобы можно было провести проверку именно этого конкретного продукта. Обращаться нужно как можно быстрее, пока этот продукт может находиться в реализации", - советует Тамара Бородулина, главный специалист-эксперт отдела по питанию ТО Роспотребнадзора в Братске.
Отреагировать на жалобу в Роспотребнадзоре обязаны в течение трёх дней. За 2010 год это сделали более 40 раз, опасения подтвердились в 15 случаях. Однако областные специалисты считают, это капля в море, в реальности контрафакта у нас гораздо больше.
"Безусловно, большая отдалённость от центра позволяет недобросовестным поставщикам везти продукцию именно туда, где очень сложно её проконтролировать. Я подозреваю, что если мы куда-нибудь подальше на Север заедем, мы встретим ещё более печальные варианты, чем увидели сегодня", - констатирует Инга Колесова, генеральный директор ОГУП "Центр контроля качества" (г.Иркутск).
По мнению экспертов, это происходит, потому что у нас мало информации о качестве продуктов. Другая причина, искоренить которую сложнее - это невзыскательность покупателей.
На этот эксперимент мы отправились вместе с иркутскими специалистами центра контроля качества. Они уверяют: в регионах настолько слабый контроль, что приходится выезжать в рейды самим. Первые попавшиеся бутылки тут же проверили по базе Росалкогольрегулирования. Результат шокирует: акцизы не соответствуют заявленным, крепость и объём напитков занижены, то есть продавцы пытаются сэкономить на налогах.
"Сегодня вы выдели: из пятнадцати проверенных бутылок совпали с базой данных РАРа только три. Помимо того, что эта продукция контрафактная либо имеет признаки подделки, это ещё нужно будет проверять через экспертно-криминалистический центр, вы выдели, чего мы в этой бутылке наблюдали. Мы её потрясли эту бутылку, а там как новогодний шарик переливаются и светятся осколки стекла, то есть это опять же недобросовестность производителя", - говорит Инга Колесова, генеральный директор ОГУП "Центр контроля качества" (г.Иркутск).
С некачественной продукцией по всей России борются и так называемые "народные контролёры". Опыт уже вовсю перенимают в Братске.
"По тем фактам, которые мы выявляем, по протоколам и по разговорам с несовершеннолетними, которые говорят, что там и там продают, мы подаём данные милиции и делаем совместные рейды. Каждый месяц мы подаём информацию в милицию - порядка 9 точек, плюс-минус", - сообщает Юлия Рубцова, инспектор Центральной комиссии по делам несовершеннолетних Братска.
Однако в городском комитете потребительского рынка считают, это сизифов труд! После того как отменили обязательную сертификацию, жалобы на некачественный алкоголь и продукты питания измеряются сотнями. Но проверить торговую точку у нас можно только раз в три года:
"Известный закон о том, что не нужно "кошмарить" бизнес, он обернулся как раз "кошмариванием" потребителя, который покупает этот товар, то есть простого гражданина. Очень много продаётся продукции не сертифицированной, без лицензии. К сожалению, если даже мы можем поймать их, мы не имеем права проводить проверки. Проверяет только милиция. А милиция даже если проверит и поймает ИП, штраф им наложат по минимуму - 3 тысячи, если фирма - это будет 30 тысяч", - комментирует Владимир Дорошенко, председатель комитета потребительского рынка администрации Братска.
Повышать штрафы на федеральном уровне пока не собираются. А тем временем братчане всё чаще находят в продуктах сюрпризы - например, светящиеся кристаллы в рыбе или птичий помёт в хлебе.
- Сколько бы контролёров не было, самым заинтересованным остаётся потребитель. Поэтому нужно помнить о простом правиле - смотри, что берёшь! Например, вот эти голубцы продавались без упаковки. Мы спросили, кто производитель. Продавец ответила, что товар местного производства, хозяйка павильона сказала, что голубцы новосибирские. Никакого сертификата нам не предоставили. В этом случае уже стоит отказаться от покупки. Ради эксперимента мы купили пару голубцов, один даже сварили. На вид сносно, на запах - отвратительно! Сомнения - также не в пользу товара, значит, лучше не есть это. Второй экземпляр мы отдадим в лабораторию.
Однако дотошный покупатель один в поле - не воин! В Приангарье объявили добровольную сертификацию! Активным и добросовестным производителям даётся Байкальский знак качества. Вот такие наклейки должны появиться на тщательно проверенных товарах по всему региону. В соседнем Красноярском крае подобный опыт - уже привычное дело. Там значок добровольной сертификации практически у всех местных производителей. Здесь же уже год работает специальная лаборатория по контролю за ГМО.
"Для того, чтобы защитить нашего потребителя от некачественных продуктов, а производителя от недобросовестной конкуренции, мы должны иметь на руках доказательства, что у нас в крае есть качественные продукты, а из-за границы нам под видом говядины шлют мясо кенгурятины, или овощи с фитогормонами", - Михаил Гладышев, заместитель директора института биофизики (г.Красноярск).
В Братске таких современных лабораторий нет. Главные контролёры местных торговых точек - Роспотребнадзор и Центр гигиены и эпидемиологии. Здесь ежегодно выявляют самые опасные группы продуктов: на первом месте "молочка", на втором - овощи, фрукты и кондитерские изделия, на третьем - мясо, рыба, колбаса и консервы. Очень часто братчане жалуются на них лишь спустя несколько дней после отравления.
"Желательно, конечно, приносить продукцию с упаковкой, чтобы можно было провести проверку именно этого конкретного продукта. Обращаться нужно как можно быстрее, пока этот продукт может находиться в реализации", - советует Тамара Бородулина, главный специалист-эксперт отдела по питанию ТО Роспотребнадзора в Братске.
Отреагировать на жалобу в Роспотребнадзоре обязаны в течение трёх дней. За 2010 год это сделали более 40 раз, опасения подтвердились в 15 случаях. Однако областные специалисты считают, это капля в море, в реальности контрафакта у нас гораздо больше.
"Безусловно, большая отдалённость от центра позволяет недобросовестным поставщикам везти продукцию именно туда, где очень сложно её проконтролировать. Я подозреваю, что если мы куда-нибудь подальше на Север заедем, мы встретим ещё более печальные варианты, чем увидели сегодня", - констатирует Инга Колесова, генеральный директор ОГУП "Центр контроля качества" (г.Иркутск).
По мнению экспертов, это происходит, потому что у нас мало информации о качестве продуктов. Другая причина, искоренить которую сложнее - это невзыскательность покупателей.