История

Братская студия телевидения была создана в 2001 году, а вот история знаменитой студии началась гораздо раньше – более 40 лет назад. О первом городском телевидении история от первого лица Юрия Юрьевича Рясенского, главного режиссера БСТ в 1963-1975 гг.

 

История Братской студии телевидения

Строительство Братской ГЭС набирало широкий размах. Оно велось в необустроенном районе Иркутской области. Освоение этих мест требовало много новых рабочих рук. ЦК ВЛКСМ объявил стройку Всесоюзной Ударной Комсомольской. И к берегам Ангары, со всего Советского Союза, начала съезжаться молодежь, чтобы претворить в жизнь планы электрофикации Восточной Сибири. Кадровую проблему в управлении строительства Братской ГЭС решали Янин Владимир Михайлович и Евстигнеев Сергей Кузьмич - заместители начальника "Братскгэсстроя" Ивана Ивановича Наймушина – "гидромедведя", как называла его иностранная пресса.

Сергей Кузьмич Евстигнеев ездил по воинским частям и флотам, бывал в Группе Советских Войск в ГДР - агитировал за Братск, оттуда пошли эшелоны демобилизованных солдат. А с Дальнего Востока ехали моряки. Но стройке нужны были бетонщики, сварщики, плотники, монтажники и другие специалисты. Для тех, кто не имел строительных специальностей, при "Братскгэсстрое" были открыты учебно-производственные комбинаты, вечерние школы и техникумы. И вот всю эту армию юношей и девушек, приехавших на стройку, необходимо было чем-то занять, чем-то скрасить их досуг. В ту пору на всю громадную стройку было всего три небольших клуба, где молодёжь могла отдохнуть и потанцевать после работы. Главный инженер строительства - Арон Маркович Гиндин обратился лично к Алексею Николаевичу Косыгину, бывшему в то время Председателем Совета Министров, с просьбой построить в Братске телецентр и создать телестудию. Надо сказать, что в то время имя рабочего посёлка БРАТСК стало известным всей стране, всему миру. И посмотреть на стройку приезжали делегации многих государств. Косыгин А.Н. подписал необходимые бумаги, после чего вышел Указ о создании Братской Студии телевидения. Было дано соответствующее указание Иркутскому ОК КПСС и Областному Управлению связи. Дирекция по строительству города выступила заказчиком. Городской узел связи - Стельмахов и Зыков, совместно с Иркутским телецентром - Токарский, выбрали площадку. И "Братскгэсстрой" начал ударными темпами возводить здание и монтировать 180-метровую телебашню. Начальником строящегося телецентра назначили молодого связиста из Управления связи "Братскгэсстроя" - Балмашева Василия Петровича, уже отработавшего после окончания института на строительстве Куйбышевской ГЭС. Директором Братской студии телевидения назначили бывшего редактора Иркутской газеты "Советская молодежь" Комарова Виктора Петровича. Пока шло строительство, началась комплектация коллективов, ведь в Братске не было нужных специалистов. Их приглашали из различных городов СССР. Технарей собирал Балмашев В.П. Ему удалось сразу же собрать коллектив хороших специалистов: главный инженер - Габеев Ф.А., начальник цеха УКВ - Хребтов, начальник цеха АСК - Бирюков; Грязев, Гомзяков, Николенко, Габеева, Татаринов. Состав телестудии формировался сложнее. В журналах "Советское радио и телевидение" и "Журналист" давались объявления о вакансиях. Все, или почти все, согласовывались и утрясались в инстанциях КПСС. Уже в Братске все ключевые фигуры лично согласовывал Председатель Горисполкома Вершинин Виктор Иванович. Первыми редакторами телевидения стали - Преловская Бэтти Александровна, журналист газеты "Огни Ангары", и Гусенков Владимир. С Иркутской студии были приглашены: телеоператор Левченко В.А., звукорежиссер Шахова В.И., звукооператор Казанкова Т.И., ассистент режиссера Щербина С. Из Иркутска же пригласили выпускника художественного училища Куприянова Б.Ф. От Братского Горисполкома за становлением БСТ следили и помогали Рудых В.М. и Семиусов А.И. Все приглашённые и принятые на работу были обеспечены квартирами. И вот, смонтирована телевышка, построено здание телецентра…

Наступило 6 ноября 1963 года. В 19 часов вышла первая телевизионная передача Братской студии телевидения. До конца года шли пробные передачи, шла доналадка всего оборудования. Чешские радиоинженеры вели настройку телевизионного передатчика. 30 декабря Госкомиссия подписала "Акт о приёмке оборудования телецентра в постоянную эксплуатацию".

И с 1 января 1964 года началась постоянная работа БРТЦ и БСТ. Первыми дикторами Братской студии телевидения были - Галина Телятникова и Юрий Архипов. Им досталось больше всего любви и почитания от братских телезрителей.

Первые передачи были небольшими по времени. Вначале показывали мультфильм (10–20 минут), затем выпуск "Теленовостей" (20 минут), короткометражный документальный фильм (30-40 минут) и закрывалась программа полнометражным художественным фильмом (1 час 50 минут).

Что же из себя представляла структура Братской студии тех лет? Ну, во-первых, это "редакция информации" – Телеобозрение. Она состояла из старшего редактора, редактора, корреспондента. Кроме того, за редакцией была закреплена режиссёрская группа: режиссёр, ассистент режиссёра и помощник режиссёра. Перед редакцией была поставлена задача готовить ежедневные выпуски объёмом 30 минут. В те годы новости в Братске случались каждый день и в большом количестве. Там – сдаётся школа или жилой дом, там закладывается новый завод, на самой плотине монтируют очередной водовод для турбины. Всюду нужно было успеть побывать и снять киноматериал. А расстояния между событиями - 50-60 километров. Машина на студии была одна и, конечно, в первую очередь предоставлялась редакции новостей. Кроме того, в выпуски новостей приглашались непосредственные участники этих событий - выступающие, которые рассказывали, об успехах своих трудовых коллективов. В то время ещё в природе не существовало видеозаписи, и все передачи выходили в эфир "живьём". А "слово не воробей – вылетит - не поймаешь". Но для этого и существовал в городе цензор, который прочитывал все газетные и телевизионные материалы, делая свои замечания и вымарывая крамолу.

На этом горячем участке журналистики трудились: Геннадий Приезжев, Владилен Федоряк, Лидия Веселова, Виктор Шандровский, Cания Шарифуллина. Кроме того, на "новости" работали 3 корреспондентских пункта. В городе Железногорск – Валентин Перфильев, в Усть-Илиме – Виссарион Щапов, в Усть-Куте – Владимир Чемоданов.

Следующим, по важности, подразделением студии была "киногруппа". Она состояла из 4-5 кинооператоров и 3 ассистентов кинооператоров с правом самостоятельных киносъёмок. Юрий Кельдин, Виктор Никифоров, Валерий Борисов, Львид Макаров, Алексей Казаков-Экстудианов, Эдуард Бухалов, Владимир Короп. Администрация студии придавала большое значение, работе этого подразделения, обеспечивая группу современной, на ту пору, киноаппаратурой, выбивая из Москвы киноплёнку. Объём собственных киносъёмок был доведён до 12 часов в месяц.

Не менее важной считалась "Редакция передач для детей и юношества". В ней тоже был свой старший редактор и редактор, режиссёр, ассистент режиссёра и помощник режиссёра. Редакция готовила передачи: "В гостях у сказки" – для самых маленьких братчан, пионерский журнал "Жарок", молодёжную передачу "СИБИРЬ-БРАТСК-МОЛОДОСТЬ" и целый ряд других разовых передач. В этой редакции работали: Светлана Зиброва, Александра Патала, Антонина Гайденко, Людмила Липовенко, Галина Рожкина, Людмила Лукашевич.

Передачи "Общественно-политической редакции" включали в себя весь спектр жизни города и страны. Передача для женщин "Несмеяна", журналы: "Подвиг", "Здоровье", "Человек и закон", "Жизнь и религия", "Приёмная Горисполкома", "Суд идёт" и целый ряд других. Сегодня эти названия у всех на слуху, но в Братске они начали звучать с 1964 году. Редакция также состояла из старшего редактора, редактора, режиссёра, ассистента режиссёра и помощника режиссёра. В редакции, в разное время, работали: Преловская Бэтти Александровна, Марцинкевич Инна Ивановна, Саунин Семён Александрович, Дятлова Марина Игнатьевна, Владимир Гусенков, Виктор Шалатонов и ряд других журналистов.

Ещё одна редакция "Народного хозяйства" выполняла трудную миссию рассказывала обо всех стройках города и района. В Братске были сосредоточены целых три Всесоюзных ударных комсомольских стройки. Собственно – ГЭС, БЛПК, БрАЗа. Кроме того, строился город, создавались на новых местах леспромхозы и совхозы. Молодому городу нужны были и хлеб, и молоко, и мясо. Редакция вела цикловые передачи "Строитель", "Зелёный океан", "Сельский экран", "Народный контроль", "Пусковые – в строй!" В редакции работали: Леонов Октябрь Михайлович, Прилежаев Николай Николаевич, Косенков Александр Фёдорович, Лебедев Геннадий Фёдорович и другие.

В структуре студии телевидения была ещё одна важная и нужная редакция – "Редакция выпуска и кинопрограмм". Её редакторы планировали сетку вещания передач на месяц, составляли план показа художественных кинофильмов и киноконцертов. Следили за выполнением плана вещания всеми остальными редакциями. Ответственную работу выполняли художники студии. Художники Борис Куприянов, Игорь Шандро, Майя Кузнецова. Для каждой передачи надо было изготовить достаточно много рукописных титров, а также оформить студию соответствующими декорациями. Кроме того, каждая телепередача имела свои музыкальные заставки и оформлялась музыкальным сопровождением. В звукогруппе "колдовали" звукорежиссёры Валентина Шахова, Валентин Веселов, Лариса Канайлова, звукооператоры Тамара Казанкова и Нина Хребтова, микрофонный оператор Екатерина Букина. Кроме собственно своих передач, студия выдавала в эфир спектакли и концерты гастролирующих в городе различных творческих коллективов.

Такую насыщенную и разнообразную творческую деятельность выполнял коллектив Братской студии телевидения. Его работа неоднократно отмечалась грамотами Гостелерадио, Облисполкома и Горисполкома. Многие журналисты и режиссёры БСТ награждены медалями, грамотами и нагрудными знаками. Всё это продлилось до 1976 года, когда по СССР прокатилась волна ликвидации, как посчитали в ЦК КПСС, мелких и нерентабельных студий телевидения.

И вот, прошло более 30 лет и в Братске работают четыре телерадиокомпании. И всем нашлось место. Но в сердцах и памяти первопроходцев тех лет навсегда осталась память о первой БРАТСКОЙ СТУДИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ.

Материал подготовил Юрий Юрьевич Рясенский,
главный режиссер Братской студии телевидения, 1963-1975 гг.